Вытеснение Ираклия Окруашвили и его соратника бывшего уполномоченного президента Грузии в регионе Михаила Карели в 2007 году привело к проблематизации фигуры главного контролера этого транзита с грузинской стороны. Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года фактически сделал дальнейший криминальный транзит через территорию РЮО невозможным. Что не могло не вызвать недовольства заинтересованного в этом транзите югоосетинского криминалитета.
Прогрузинская часть югоосетинского криминалитета рассматривает РЮО как свою "вотчину", с которой она может получать доход в союзе с грузинским криминалитетом и политиками. Совершенно очевидно, что если Грузия захочет вытеснить осетин из Южной Осетии, то эта часть криминалитета, безусловно, будет сопротивляться такому сценарию. Однако независимость РЮО и ее "слишком большая привязка" вредит этой части криминальных кругов, которые будут искать восстановления стауса-кво с грузинами.
Сила № 2 - неправительственные организации (НПО), финансируемые Западом (в том числе — из США).
В межвоенный период — 1992-2004 годы — в Южной Осетии появились НПО, в которые активно рекрутировались местные югоосетинские кадры. Особенностью югоосетинских НПО было то, что их регистрация происходила исключительно в Тбилиси, в регистрационных органах Грузии. Такое условие поставили грузинские власти, стремившиеся тем самым подчеркнуть "грузинский статус" РЮО.
Югоосетинские НПО-шники оказались уязвимыми с двух сторон.
Во-первых, со стороны своих западных кураторов, которые заинтересованы в дрейфе РЮО от России.
Во-вторых, со стороны грузинских властей, которые обладают значительным объемом информации о деятельности югоосетинских НПО. В том числе — о неблаговидных финансовых аспектах этой деятельности. А такое знание уже может являться инструментом шантажа югоосетинских НПО-шников со стороны грузинских властей.
Таким образом, внешние игроки, заинтересованные в дрейфе РЮО от РФ, умело используя часть югоосетинского криминалитета и НПО, могут создать ситуацию, при которой Южная Осетия станет не плацдармом Российской Федерации, а источником проблем для нее.
Сможет ли новый президент РЮО Леонид Тибилов противостоять этому?
Первым разрубить этот гордиев узел попытался предшественник Тибилова Э. Кокойты, в какой-то момент ему удалось победить противников. Однако после войны 2008 года он так и не смог восстановить лежащую в разрухе республику. По данным местных экспертов, его окружение в буквальном смысле саботировало восстановительные работы, вызывая гнев у пострадавших. Рейтинг Кокойты, поднявшийся после войны до небывалых высот, быстро стал опускаться и к началу новой предвыборного сезона равнялся 20 процентам.
Сегодня Тибилова окружают представители разных сил, среди них и те, кто реально боролся за независимость республики, и те, кто остался при Кокойты не у дел, а также те, кого называют пятой колонной.
В последние 10 дней Тибилов вел активные переговоры со всеми сторонами. По некоторым данным, в премьеры ему прочат строителя из Самары Ростислава Хугаева, в то же время Москву не устраивает еще один бизнесмен во главе правительства РЮО. Жесткий и в то же время требовательный Тибилов вряд ли будет идти на поводу у кого-либо, в то же время поддержавшие его силы пока не намерены отступать.
Сегодня рядом с Тибиловым можно наблюдать тех, кто в свое время в РЮО считался профессионалом своего дела, но таких кадров рядом с ним мало. Сам он пока не намерен приглашать никого извне. Несколько министров, скорее всего, сохранят свои посты. К их числу можно отнести министра иностранных дел Мурата Джиоева и министра внутренних дел Валерия Валиева. Своих постов лишатся министр здравоохранения и министр образования.
Время покажет, каким Тибилов будет президентом, и сможет ли он сформировать хорошую работоспособную команду, чего не удалось сделать его предшественнику, а пока его инаугурация намечена в Доме культуры (бывший Совпроф), рядом с которым уткнулась в землю башня от грузинского танка, подорванного в августе 2008 года. По некоторым данным, башню не могут убрать, в ней находится заряд, который не могут удалить саперы.
Дарья Серафимович