Исполняющий обязанности президента Абхазии Александр Анкваб и премьер-министр республики Сергей Шамба, согласно дружным прогнозам экспертов, являются наиболее вероятными кандидатами, каждый из которых после новых президентских выборов может получить кресло президента страны. Несмотря на то, что политический процесс в Абхазии всегда полон неожиданностей, очень вероятно, что один из них действительно победит. Рассмотрим не столько политические, сколько человеческие портреты Шамба и Анкваба.
Сергей Шамба не согласен с принятой и в самой Абхазии, и в экспертном сообществе установкой, что Анкваб "жесткий и авторитарный", а он "мягкий и демократичный". Шамба напомнил о том, что стоял у истоков национально-освободительной войны, и в дальнейшем, всегда играл важную роль в развитии страны. Что ж, с этим нельзя не согласиться, но и по нашему мнению, "демократичность-авторитарность", это главный раздел между этими политиками.
С точки зрения журналиста премьер-министр Абхазии, это открытый и понятный политик. У Шамба нет своего корреспондентского пула, которому он доступен. Его мобильный известен всем, кто хотя бы изредка интересуется его комментариями. Шамба, в последние полтора года глава правительства, а до тех пор в течение многих лет - глава министерства иностранных дел, один из тех, кто выступал за максимальную открытость для прессы. Даже не стоит говорить о том, что внешнеполитическое ведомство республики и его команда, которую и создавал Сергей Миронович, были «домом с открытыми дверями», где всегда можно было встретить иностранных журналистов, политологов и западных дипломатов. Последние часто только там и могли получить полноценную информацию о состоянии дел в Абхазии.
Министерство иностранных дел занимает в одном из корпусов правительства Абхазии только один пролет, всего, может быть, десять кабинетов. Если вы туда заглянете, то обнаружите массу молодых людей, чаще всего в возрасте до 30 лет. Многие из них начальники отделов, и вообще как бы важные чиновники. Но имидж Абхазии, как современной и демократической страны создавали именно они. Кстати, и Максим Гвинджия, нынешний министр иностранных дел, вышел именно из этой, если так можно выразиться, тусовки. Ему всего 35 лет, он в Абхазии известен еще и как светский персонаж. Но когда Гвинджия приезжает в какую-нибудь далекую страну в Южной Америке, его обаяние играет решающую роль в налаживании контактов.
Молодая, креативная команда, которая живет в XXI веке и знает много языков, и есть, скорее всего, одно из важных достижений Сергея Шамба, как главы министерства иностранных дел.
Когда Шамба перешел в другой корпус правительства и сел в кабинет премьер-министра, многие журналисты ожидали, что известные им постулаты свободы в МИДе, автоматически перекочуют и туда.
Напомним, что до Сергея Шамба кабинет главы правительства занимал Александр Анкваб, перешедший после победы Сергея Багапша на последних выборах в кабинет вице-президента.
Прежде, чем установить свой компьютер в этом кабинете, он сделал в нем капитальный ремонт.
Анкваб исполнял обязанности премьер-министра почти пять лет и это было время, когда работа правительства была почти закрыта. Это его и политический и человеческий почерк. Когда-то самый молодой полковник в системе МВД СССР, пробывший девять лет на посту начальника штаба МВД Грузии, Анкваб никак не мог усвоить стандарты работы, принятые в открытой политической системе.
В свою очередь Шамба, десять лет до этого ездивший по переговорам в Женеве, Москве, Тбилиси, Вашингтоне и Брюсселе, отлично знал, как заполучить доверие СМИ и международного общественного мнения.