Соединенные Штаты все-таки договорились с Турцией о размещении на территории этой страны элементов системы противоракетной обороны. В городе Малатья введена в эксплуатацию радиолокационная станция раннего оповещения TPY-2.
Переговоры между Анкарой и Вашингтоном о базировании американских радаров никак нельзя назвать простыми. С самого начала турецкая сторона поставила условие: США не будут передавать Израилю информацию, собранную радиолокационной станцией. Кроме того, Турция настаивала на полном контроле над системой ПРО, расположенной на своей территории.
На чем в итоге сошлись стороны, неизвестно. Но, судя по всему, Анкара осталась явно не в выигрыше. Если верить одним источникам, радиолокационная станция будет управляться из оперативного центра в Германии. При этом данные, получаемые радаром, будут доводиться до турецких властей. Согласно другой версии, у Турции нет специалистов по обслуживанию станции, и заниматься сбором и обработкой всей поступающей информации будут военнослужащие США. А это фактически означает размещение еще одной американской базы на просторах Старого Света.
Понимая всю сложность ситуации с Ираном, Анкара попыталась успокоить своих соседей. Турецкие власти пояснили, что радар не будет нацелен на конкретные страны. Но тут в дело вмешался Пентагон. В американском военном ведомстве без обиняков заявили: РЛС размещается в Турции именно в контексте обеспокоенности Вашингтона ракетной программой Ирана. Уже известно, что радар будет действовать в связке с кораблями ВМС США.
Москва и Тегеран отреагировали на решение Анкары скептически. В российском внешнеполитическом ведомстве отметили, что размещение систем ПРО в Турции лишь подтверждает обоснованность тех мер, о которых говорил президент РФ Дмитрий Медведев. "Считаем, что создание стратегической системы ПРО, ведущееся без учета законных интересов других стран, может нанести ущерб международной безопасности и стратегической стабильности в Европе и в мире в целом", - уверены на Смоленской площади.
Некоторые иранские политики полагают, что американский радар, размещенный в Турции, бесполезен для любой мусульманской страны. "Мы уверены в наших турецких друзьях", - сказал спикер парламента Ирана Али Лариджани.
Корреспондент GTimes связался с ведущими российскими военными экспертами и журналистами и попросил их оценить появление радара в Малатье.
Игорь Коротченко, член Общественного совета при Министерстве обороны, главный редактор журнала "Национальная оборона": Применительно к России мы рассматриваем это как недружественный жест, потому что ЕвроПРО, по оценкам российских военных, с 2017 года начнет реально угрожать нашим возможностям в области стратегического ядерного сдерживания. Думаю, что и применительно к Ирану турецкий радар будет заниматься фиксированием пусков ракет и соответствующим образом выдавать целеуказание на системы ПРО. Поэтому в целом, безусловно, Турция совершила достаточно опасный жест, согласившись на размещение системы противоракетной обороны.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа: Сам по себе радар не может угрожать безопасности. Это не оружие. Но размещение этой системы означает приближение к границам Ирана, против которого ПРО официально и направлена.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования: Не думаю, что это представляет собой какую-то угрозу. Турция - член НАТО, но отношения с Соединенными Штатами у нее сложные.