Кто-то думает, что студенческие отряды вымерли, как динозавры? Что предложение московского правительства направить кавказскую молодежь на Соловки восстанавливать монастырь - это блажь на грани оксюморона? Не спешите с выводами. Детей богатеньких Буратино можно отправлять не только на архипелаг, но и в другие традиционные ссыльные места - в Сибирь или на тот же Кавказ, в предолимпийский Сочи. Да вот незадача - в современные студотряды берут только тех, кто горит желанием пожить и поработать в веселом коллективе.
На Соловки, подальше от столицы, отправит гарцующих кавказцев московское правительство. Интернациональный студотряд на "ссыльный" остров поедет реставрировать монастырь уже грядущим летом. Так замглавы департамента межрегионального сотрудничества и национальной политики Москвы Олег Агеев предлагает избавиться от "золотой молодежи, которая вызывает у нас беспокойство, где-то учится". "Почему они стреляют на свадьбах и не прониклись московской культурой? Потому что, наверное, они не чувствуют своей полезности в обществе", - пояснил чиновник.
На взгляд человека из провинции, молодежь, рассекающая на "Порше" и "Феррари ", прожигающая жизнь в ночных клубах, распивающая пиво и веселящаяся от экстази, как раз и набирается этой дури в столице, проникаясь ее "молодежной культурой". Но речь не о том, почему дети состоятельных дагестанцев или чеченцев своим поведением в Москве портят впечатление о кавказцах в целом. Сын Сталина и дочь Брежнева своими пороками тоже оскандалили когда-то родителей. Вопрос стоит, как перевоспитать зажравшихся, извините за грубость, молодых людей?
Советская власть отправляла интеллигенцию с ее утонченными манерами на Соловки. Перевоспитание их в трудящихся сопровождалось конвоем, колючей проволокой, баландой и неизбежными в условиях СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) смертями. Да и многие кавказские народы в те годы прошли путь "перевоспитания" в Сибири и Казахстане, вернувшись из депортации поредевшими и смирными. Воспоминание об этом настолько живо, что нынешнее предложение московского правительства интернет-ресурсом "Чечня свободная" было воспринято как "новый виток репрессий против Кавказа".
Но тут, как подчеркивает тот же Агеев, планируется не карательное, а скорее увеселительное мероприятие. Не случайно же параллельно с созданием рабочего отряда чиновник предлагает задействовать "вызывающую беспокойство" молодежь еще и в подготовке студгазет, в КВН и "вообще творчестве любого рода". Ясно, что наказанием для выходцев с гор, нарывающихся на статьи АК или УК, это не будет. Просто замглавы соответствующего департамента, будучи этаким массовиком-затейником, отвлечет "детей" от нехороших занятий.
"Только зачем же на Соловки? - засмеялся в трубку давний знакомый корреспондента "Большого Кавказа", возглавляющий Северокавказский штаб студенческих отрядов Борис Дроботов, услышав новость из московской мэрии. - Вычленить детей богатых родителей именно с Кавказа и отправить их на Соловки? Понятно, что Соловки - это очень далеко, и есть там свои подводные камни. Почему Соловки? У нас есть много других мест, где можно работать великолепно в составе студенческих отрядов. Для чего Соловки? Напугать, настращать?"
Может быть, это кого-то удивит, но студенческие отряды на Юге России не просто существуют, а с каждым летом набирают мощь и расширяют географию. Североосетинские студенческие отряды, к примеру, в минувшем году поработали в Екатеринбурге, Архангельске, Москве, Рязани, Анапе, Новоангарске, Красноярске. Причем, как утверждает сотрудник республиканского минобразования Алан Салбиев, отовсюду вернулись с благодарностью от работодателей. На Рефтинской ГРЭС они были электромонтажниками, в Норильске ремонтировали железнодорожные пути, в Сочи строили олимпийские объекты, в Заполярном трудились на руднике. В Москве осетины в сводном отряде строили дубликат Минского шоссе.
Да что там осетины, когда даже студенты из стран СНГ и Балтии вкалывают на олимпийской стройке по приглашению РЖД! Южно-Кавказская железная дорога, например, привезла в Сочи армян из Российско-Армянского (Славянского) и Государственного инженерного университетов Армении.
"Чтобы работать в студенческих отрядах разных профилей, нужно желание молодых людей, - объясняет Борис Дроботов. - Мы, принимая в студенческие отряды, не смотрим на зажиточность родителей. И очень приятно, что на Ставрополье на протяжении многих лет порядка 9-10 тысяч юношей принимают участие в этом движении. Есть подвижки и в республиках Северного Кавказа, хотя такого количества отрядов у них нет. Может быть, без особого желания и рвения идет кавказская молодежь в это движение. Но, наверное, там нет такого внимания этому направлению молодежной политики, как на Ставрополье или в других регионах страны. И в Москве прекрасно работает городской штаб студенческих отрядов, и там большое количество ребят с Северного Кавказа участвует в студенческом движении студотрядов. Командир московского штаба сам осетин".
Между прочим, осетины - христиане по вероисповеданию, так что никакого казуса, как некоторые пишут, в том, чтобы отправить кавказцев восстанавливать христианскую святыню, нет. Понятно, что кавказец кавказцу рознь. Чеченцев в студотрядах, признает Дроботов, очень мало. Зато в Дагестане есть собственные студенческие педагогические и спасательные отряды. И местная молодежь, пусть не очень "золотая", туда идет. Причем вовсе не за заработком.
"Длинный рубль в студенческом движении в наше время не получают, - говорит Борис Иванович. - Ребят привлекает чувство коллективизма, возможность проявить себя, проверить, на что ты способен, что ты можешь в этой жизни".
Вот только как заманить в студотряд на Соловки, в Норильск или тот же Сочи молодежь, у которой все есть, а чего не хватает, готовую купить за папенькины коврижки? Может, взять ее на "слабо"?