"Абхазского" православия не существует, равно как "русского", "грузинского", "греческого" или любого иного. Оно вообще бывает только одного вида - апостольское. Невозможно найти догматические отличия между тем, чему учат в грузинских, русских, греческих церквях. Поэтому отец Андрей, говоря об "абхазском православии", имеет в виду христианскую веру абхазского народа, ничуть не отличную от грузинской или русской. А журналист и под это пытается подвести политическое обоснование: даже православия у абхазов своего нет - только грузинское. Вроде как "вторичное".
Неужели? А что делать с историческими источниками, свидетельствующими, что абхазы изначально восприняли христианство от самого апостола Андрея и апостола Симона Кананита? И пусть долгое время новая вера в этих краях находилась в гонениях, но абхазы наравне с грузинами все-таки
Вспомним также, что и Грузинская Церковь возникла не на пустом месте. Изначально она появилась в четвертом веке, когда святая равноапостольная Нина обратила в христианскую веру грузинского царя Мириана. Царь послал в Рим к императору Константину гонцов с просьбой прислать ему епископа и священников. Тогда христианство утвердилось в Грузии и стало государственной религией, но церковь еще не была Грузинской - она входила в предел Антиохийской Церкви. Так что ж теперь, говорить, что никакого "грузинского православия" не существует - есть лишь то, что воспринято от Рима?
Самостоятельность же Грузинская церковь обрела, кстати, не самым лучшим путем - не приняв в 451 году решений Халкидонского собора, обязательных для всех православных Церквей. Тогда она получила статус автокефальной Церкви. В 601 году Грузинская Церковь все-таки осознала правоту Халкидона, и вернулась в число православных церквей, сохранив свою автокефальность.
"Плюс к этому, мне бы хотелось что-то доброе принести в Абхазию для того, чтобы у абхазов представление о России связывалось не только с горами пляжного мяса во время летних отпусков. Но чтобы люди осознали, что есть некое общее пространство взаимного притяжения двух наших стран, двух наших народов. Это поле Православия... думаю, что в результате появится некий мостик, соединяющий наши народы не только по линии "Газпрома" или электросетей, не на почве общих каких-то проблем, которые есть у наших стран с Грузией. А у нас появится нечто позитивное и очень глубинное", - сказал в видеообращении отец Кураев.
Сложно, кстати, отказать российскому миссионеру в довольно критичном взгляде касательно своих соплеменников. Но что и говорить, люди на пляже действительно не способны никому подать пример трудолюбия.
А между двумя народами и в самом деле должно быть нечто большее, чем потребительские взаимоотношения или общая настороженность. Да, конечно, под крылом России Абхазия может чувствовать себя защищенной от грузинской агрессии. Но отец Кураев прав - надо строить отношения не только "дружа против" кого-то. У наших стран могут быть и вполне независимые от Грузии контакты. И их основой вполне может быть наша общая вера, о которой абхазам стоит напомнить. Вероятно, именно это и бесит протбилисских журналистов.
"Возможно, ему и удастся "вылечить" жителей Абхазии от той беды, которая приносит им курортная зона. ... Но только после этого "лечения" мало что останется от Абхазии и абхазского народа. А грешные дяди и тети из России все так же будут прожигать на этой Божественной земле свои "потом заработанные" деньги. Правда, абхазы об этом уже знать не будут", - плюется ядом журналист, совершенно забывая, что его собственный президент довольно-таки пренебрежительно высказался о "Божественной земле", обозвав ее "
И ставит журналист своего читателя в недоумение: ну что уж такого дурного, если хорошо поработавшие люди приедут на курорт и оставят там свою наличность? Плохо-то не это. А другое, о чем говорит отец Кураев: абхазская молодежь привыкнет к тому, что деньги тратят, а не к тому, что их зарабатывают. Да и почему после проповеди православия "мало останется" от Абхазии и абхазского народа? Демоны они, что ли, креста боящиеся?
"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", - скрипят грузинские СМИ зубами на Кураева. По счастью, отец Андрей - не ягненок, и в темный лес его никому не уволочь.