В ингушском информационно-аналитическом агентстве «Максимум» считают, что власти зашевелились после того, как общественность объявила о готовности митинговать против действий силовых структур. Народ возмущен недавней контртеррористической операцией, в результате которой погибли как минимум трое мирных жителей, по чистой случайности оказавшихся в машине с подозреваемыми в террористической деятельности.
Группа «федералов» безо всякого предупреждения 3 апреля ликвидировала автомобиль с двумя братьями Гардановыми - Салманом и Джунейдом, которых считали членами НВФ. И лишь после взрыва выяснилось, что в автомобиле были родственник подозреваемых Шамсуддин Гарданов, а также двое жителей села Плиево, которых Гардановы просто подвозили домой, - Салауддин Муружев и 57-летняя Зина Вельхиева. Всех задним числом объявили бандитами и шахидами. Но это было настолько несуразное обвинение, что даже Евкуров признал, что троих человек убили ни за что, ни про что. И никакого уголовного дела против превысивших полномочия спецназовцев.
Эта трагедия переполнила чашу терпения: митинг назначен на 28 апреля. Публичным осуждением силовиков Евкуров, возможно, хочет лишь сбить градус протестных настроений. Хотя, глава агентства «Максимум» Ваха Чапанов не исключает, что президент республики действительно не имеет рычагов влияния на силовые структуры и нуждается в поддержке федерального центра.
«Периодически Евкуров делает заявления о том, что он контролирует ситуацию. Но мы видим, что происходит в республике, и понятно, что в этом замешаны спецслужбы. Потому что, когда в похищениях участвует спецтехника, спецавтомобили, ясно, что это не какие-то простые бандиты, - заявил правозащитник в комментарии GTimes. - Но, видимо, сказалось, то, что общественность Ингушетии собирается провести митинг 28 числа в связи с похищениями и внесудебными казнями. Обстановка назрела, и дальше невозможно делать вид, что ничего не происходит. В прошлом году был спад похищений и убийств, а в этом году опять все началось. Последнее происшествие всех возмутило, когда были убиты пять человек, в том числе одна женщина. Есть ли на них какая-то вина - это вопрос следствия. Любой виновный должен нести наказание. Но когда человек просто пропадает, причем есть очевидцы его похищения, а обращения в прокуратуру, к руководству республики ничего не дают, и ни один из сотрудников спецслужб, которые были задействованы в похищениях, не понес наказания, тут возникает много вопросов и недоверие к власти. Своими действиями силовые структуры подрывают авторитет власти, в том числе центральной. Евкуров понимает, что недовольство людей растет, и с этим связан разговор с Медведевым. Дай Бог, будем надеяться, что руководство страны возьмет это дело на контроль и разберется».
Беспредел правоохранительных органов - это беда не только Ингушетии, поэтому сегодня в составе Следственного комитета России создан специализированный отдел, который будет заниматься расследованием преступлений, совершенных полицией и сотрудниками других правоохранительных органов. В Ингушетии ему найдется немало работы.