В Кабардино-Балкарии четвертый год реализуется молодежный проект "Куначество", в рамках которого семьи из разных республик Кавказа обмениваются школьниками и студентами. С древним обычаем, который скреплял дружбой кавказских мужчин, принадлежавших к разным родам и племенам, эта инициатива нальчикских чиновников имеет мало общего, отмечает эксперт Наима Нефляшева. Но проект способен напомнить людям, что Кавказ - земля не только мужественных воинов, но и самых преданных друзей-кунаков.
Всю эту неделю несколько юношей из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии и Чеченской Республики проводят в гостях у друзей из другой республики в рамках проекта "Куначество". Он был запущен в Нальчике еще в 2009 году и постепенно распространяется на всю территорию Северного Кавказа.
На открытии очередного этапа проекта 16 июля во Дворце строителей в Нальчике председатель госкомитета по делам религиозных и общественных организаций КБР Борис Паштов заявил, что начинание оказалось успешным. "Я вижу, с какой неохотой расстаются ребята после проекта. Истории куначества на Кавказе много тысяч лет. Мужчины знакомились, становились близкими. Через куначество держался мир в нашем сложном многонациональном регионе", - отметил он, открывая мероприятие.
В следующем году провести у себя открытие этапа хотят чеченцы. "В Чеченской республике хорошо знают о "Куначестве". Проект имеет огромное значение в деле воспитания толерантности и взаимопонимания", - заявил IslamNews руководитель отдела Министерства Чеченкой Республики по молодежной и межнациональной политике и информации Ислам Сайдаев.
Раздавались предложения ввести нечто подобное и для девушек, но идея вряд ли найдет своих сторонников. Куначество для женского пола в обычаях кавказских народов не предусмотрено, место женщины - дома, у очага. Иметь верных друзей за пределами родины нужно было тем, кто отправлялся в чужие края. Кунаки обязаны были помогать друг другу всю жизнь.
Впрочем, кабардино-балкарский молодежный проект имеет мало общего с древним обычаем, отметила в комментарии корреспонденту GTimes старший научный сотрудник Центра цивилизационных и религиозных исследований РАН Наима Нефляшева.
- К традиционному понятию "куначество" это не имеет близкого отношения, потому что куначество - это целый институт, который имел свои правила, свои обязательства, институт, который закреплял отношения между людьми практически на всю жизнь. То, что в КБР сейчас есть, это, мне кажется, попытка инициировать проект, который, используя обычаи в современном редуцированном виде, показал бы более миролюбивую сторону Кавказа. Это попытка уйти от стереотипного образа Кавказа, где идет война и по улицам бегают бородатые радикальные мусульмане. С другой стороны, это попытка показать, что какие-то традиционные институты могут работать в современном мире.
- А сейчас куначество вне проекта, в жизни, существует?
- Я думаю, уже нет. Это отживший институт. Есть просто семьи, люди, которые долго дружат и называют себя кунаками. Но нельзя сказать, чтобы это институт, который имеет свои правила, прописанные в адатах обязательства.
- Как возникло куначество? Это только кавказское явление?
- Нет, подобные обычаи существуют у разных народов мира, но называются иначе. В культуре народов Кавказа было много институтов, которые обеспечивали жизнестойкость общества и взаимоотношения людей, принадлежащих к разным субэтническим группам или этносам. Институт примирения кровников из этой же серии. В условиях отсутствия государства, его функции, распределялись между какими-то традиционными институтами, чтобы, например, человек мог беспрепятственно путешествовать по какой-то территории, где у него нет родственников. Если он покидал пределы своего этноса с целью торговли или получения образования, беспрепятственный проезд мог быть обеспечен за счет организации круга некровных связей, в том числе через куначество.
- А теперь оно отмирает, потому что есть российское государство, которое обеспечивает безопасность?
- Нет, я бы так жестко не привязывала. Просто народы Кавказа проходят свой этап эволюции. По всему миру глобализация идет. Какие-то формы исчезают из-за того, что мир стал более открыт. Хотя, конечно, и государственность, которая и у самих народов Кавказа уже выработалась, имеет значение.
Возродить куначество, очевидно, уже невозможно. А новый проект - это своего рода культурный обмен для молодежи из разных республик. Юные кунаки просто узнают, чем живут люди в соседнем регионе, каковы их традиции в быту, в приготовлении пищи, в отношениях между людьми. Все увиденное расскажут своим сверстникам на малой родине.
Как говорят организаторы проекта, он должен помочь достичь полного взаимопонимания между народами Северного Кавказа. Но для этого, наверное, неплохо было бы подключиться к "Куначеству" еще дагестанцам и казакам, которые в стародавние времена тоже соблюдали этот прекрасный обычай.