Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров накануне озаботился развитием казачества в Ингушетии и пригласил казаков в дружины - охранять общественный порядок. И все бы ничего, но казаки как таковые из республики бежали в 1990-е годы, а оставшиеся местные жители в историческом плане наравне с чеченцами были главными врагами казачества. Так кто такие ингушские казаки, которых не признает Терское казачье войско? Об этом корреспондент BigCaucasus узнала у их атамана Магомеда Батырова.
Лишь год назад чеченский лидер Рамзан Кадыров возмущался казачьими дружинами краснодарского губернатора Александра Ткачева, потому что тот надеялся с их помощью оградить Кубань от притока кавказцев. И вот неожиданный поворот событий: глава братской Ингушетии Юнус-Бек Евкуров объявил о создании казачьих дружин в республике.
Чем они будут заниматься? Точно не вытеснением кавказцев. Юнус-Бек Баматгиреевич на вчерашнем заседании по развитию казачества объяснил так: "Казаки и дружинники могли бы выявлять подозрительных лиц и сообщать о возможных опасностях в правоохранительные органы. С привлечением дополнительных сил вероятность того, что преступник будет обнаружен, повышается в разы".
В Дагестане, между прочим, тоже есть свои дружинники, подсобляющие полиции, но называться казаками они не собираются. А кто ж пойдет в ингушские дружины под казачьей вывеской? По словам помощника главы Ингушетии Станислава Аристова, эти подразделения будут состоять из людей различных национальностей и вероисповедания. Ради этого разрабатывается специальный устав для приписного казачества.
Терские казаки официально ситуацию с ингушским казачеством не комментируют. Неофициально говорят, что не православных в войско не принимают, а потому ингушей за казаков не признают. Тем более, что среди терских казаков много осетин. "Просто собрались пять ингушей, назвались казаками и пилят деньги, которые выделяются на возрождение казачества", - прокомментировал корреспонденту BigCaucasus анонимный источник в Терском казачьем войске.
Такое отношение к ингушским казакам связано еще и с тем, что в 90-е годы из станиц республики бежали десятки тысяч русских людей. Особо ингушские националисты преследовали потомственных казаков. В 1991 году был убит атаман Сунженского отдела Терского казачьего войска Александр Подколзин, который пытался приостановить выделение земель в станицах горским ингушам. Через месяц ингуши устроили драку на свадьбе, которая стала поводом для нападения на станицу Троицкую. В результате пять казаков были убиты, множество ранены, дома сожжены, а русские жители проникнуты страхом, причем не только в этой станице.
Русское население в Ингушетию после установления конституционного порядка в соседней Чечне так и не вернулось. Поэтому сейчас возрождение казачества в Ингушетии терцы воспринимают как издевательство над памятью Подколзина и других погибших потомственных казаков.
Однако, как было заявлено на совещании у Евкурова, ингушские казаки все равно будут добиваться признания от Терского казачьего войска и подписания с ним договора о сотрудничестве. В конце концов, ингушские казаки тоже пострадали от земляков-националистов. В 2006 году дом председателя старейшин Союза казачьих объединений Асхаба Барохоева в Назрани и дом наказного атамана ингушского казачества Абдул-Карима Экажева в Экажево забросали гранатами. Что же касается подлинности ингушского казачества, то в царской армии служило немало ингушей-казаков, потомки которых и взялись возрождать это служивое сословие в Ингушетии. Один из них - атаман Магомед Батыров, глава регионального управления Федерации Союза казаков России.
"Есть историческая справка из архивной службы Грузии, что мой дед служил в Ахалкалаки стражником. Стражником у казаков в царские времена назывался тот, кто охраняет границу. Потом он стал урядником. Потом окончил Санкт-петербургский кадетский корпус. Кем я должен быть? Я потомственный казак или нет? - спросил Магомед Баматгиреевич корреспондента BigCaucasus. - Здесь есть потомки знаменитых атаманов - генерала Хаджоева, генерала Султыгова, вот сидит рядом со мной потомок Эльберта Нальгиева. Они командовали полками, брали Шипку в русско-турецкой войне, участвовали в русско-японской войне. Евкуров вчера выразился вот так: "В военное время ингушские казаки нужны, а в мирное нет? Так дело не пойдет". Мы готовы служить на благо России и во имя России, во имя укрепления военной мощи российского государства".
По словам Батырова, терское казачье войско ингушских собратьев не признает, потому что они начали свое самоутверждение не "снизу", а "сверху". В 2005 году Магомед Баматгиреевич обратился к генералу Геннадию Трошеву, который в то время был советником президента Российской федерации по вопросам казачества. Он помог зарегистрировать казачью организацию. "Мы по его указанию провели Большой республиканский казачий круг, подали документы, он нас ввел в государственный реестр, но Терское казачье войско нас не признает", - сокрушается ингушский казак.
Но сдаваться он не собирается. В планах ингушского казачества создание станицы из 200 потомственных казаков, которые "приняли на себя обязательство по несению государственной и иной службы". Возглавлять их, скорее всего, будет православный русский атаман Александр Кузнецов, родившийся и выросший в Ингушетии, знающий местные традиции и ингушский язык. А товарищами его будут уже ингуши.
Кстати, именно ингушское управление Федерации Союза казаков России инициировало программу возвращения русского населения в республику, и возрождение казачества должно этому способствовать.
Власти республики, как говорилось на заседании в правительстве, собираются казакам во всем помогать, бесплатно выделят помещения под общества. "Мы будем представлены во все институты государственной власти республики, нам будет выделяться тендеры, чтобы была копеечка - форму покупать, - надеется Батыров. - Нам дадут возможность зарабатывать деньги. Будут и казачьи дружины. Уже сейчас Федерация союза казаков по Ингушетии заключила контракт с погрануправлением ФСБ РФ по Ингушетии. Туда мы направили 54 казака для несения службы на контрактной основе. В перспективе казаки будут направляться в учебные заведения, если захотят служить дальше. Первый контракт на пять лет проходят - им выдают жилищные сертификаты".
Окормлять ингушских казаков будут и православный священник, и мулла, раз уж там будут служить люди разных исповеданий.
Процесс возрождения ингушского казачества сдвинулся с места. Но такое уже было при Мурате Зязикове, а потом все снова затихло. Может быть, на этот раз за казаков взялись всерьез, и даже вернут в их ряды бежавших из Ингушетии русских?