Официальный Тбилиси уже давно пытается пересмотреть в удобном для себя ключе историю всего Кавказского региона. Придворные хронисты Саакашвили пытаются выдать тенденциозные пасквили, в которых содержательным ядром выступают понятия "геноцид" и "оккупация", за серьезные научные исследования. К счастью, историческая наука на Кавказе представлена не только псевдоучеными на содержании у грузинского президента. В Баку прошла презентация уникального издания "Перекрестный анализ "Очерков истории стран Южного Кавказа", выпущенного совместными усилиями представителей Грузии, Армении и Азербайджана.
"Перекрестный анализ "Очерков истории стран Южного Кавказа" - это попытка историков каждой из трех кавказских республик переосмыслить историографию их коллег из других стран региона, а также труды по истории Кавказа, изданные за его пределами. Таким образом, представители грузинской исторической школы анализировали работы армян и азербайджанцев, армянские ученые - соответственно, исследования азербайджанских и грузинских историков, азербайджанцы - труды их коллег из соседних кавказских республик.
Читайте также: Грузия перемывает историю в бане
Сакартвело в этом проекте представляет фонд "Кавказский диалог", возглавляемый Вахтангом Колбая, Армению - тамошний Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству во главе со Степаном Григоряном, Страну огней - Общественное объединение азербайджанских историков, которым руководит профессор Рауф Гусейнзаде.
Презентованная в Баку книга выступает логическим продолжением сборника "Очерки истории стран Южного Кавказа", особенностью которого было то, что ученые трех кавказских государств рассматривали историю не собственную, а соседей по региону. Завершением этого уникального проекта станет выход в следующем году последней части трилогии под названием "Общее видение истории стран Южного Кавказа", в котором историографы трех республик попытаются выработать целостный подход к становлению и развитию государственности на Кавказе.
Отношения между тремя кавказскими республиками, особенно между Арменией и Азербайджаном, трудно назвать безоблачными. Тем выше заслуга ученых этих стран в их стремлении подняться над окрашенными в националистические цвета трактовками исторического процесса в Черноморско-Каспийском регионе. Хоть удавалось это и не всегда.
Читайте также: "Оккупация" в головах
"В ходе написания книг по истории Южного Кавказа тяжелее работать с армянами, чем с грузинами. Ведь грузины - автохтоны на Кавказе, как и азербайджанцы. Как следствие, не может быть и истории Армении как таковой. Это понимали и многие армянские историки древности, которые - например, Мовсес Хоренаци, известный как отец армянской истории - всегда говорили об истории армян, а не Армении. Таким образом, еще буквально сто лет назад известные армянские историки писали, что армяне пришли на Кавказ из Фракии, но современные армянские историки это уже отрицают, - не удержался от колючих комментариев Рауф Гусейнзаде. - Как следствие, в настоящее время существует 27 Армений на пространстве "Великой Армении". Хотя еще у Мовсеса Хоренаци было всего четыре Армении. Но во времена Хоренаци под морями понимались озера. Поэтому когда говорят о "Великой Армении" от моря и до моря, то имеется в виду пространство между озерами Севан, Ван и Урмия".
Видимо, как раз из-за подобного недопустимого в серьезной науке этноцентризма, которым страдают отнюдь не только азербайджанские ученые, объединенный проект по кавказской истории стал возможен только при содействии из-за рубежа. Издание историографической трилогии проходит при поддержке Министерства иностранных дел Финляндии и французской неправительственной организации Caritas. И, судя по всему, это не последняя гуманитарная акция такого рода.
Читайте также: Грузия уходит в историю
"С 2012 года в вопросе исследования истории стран Южного Кавказа будут реализовываться новые проекты при финансировании Еврокомиссии в рамках программы "Восточное партнерство" сроком на 3,5 года", - отметил коллега Рауфа Гусейнзаде Рауф Раджабов.
При всех трудностях, которые приходится преодолевать трем кавказским народам на пути к региональной консолидации, добрая воля, проявленная учеными-историками по отношению к своим коллегам из соседних республик, является хорошим знаком. Знаком, который мог бы служить ориентиром не только для научного сообщества, но и для политических элит. Однако для этого нужно сделать волевое усилие, к которому, увы, на Кавказе готовы далеко не все. Ведь гораздо проще оперировать сколь громкими, столь и лживыми терминами. Вроде тех, что в ходу у грузинских политиканов.