Дагестанского врача Марата Гунашева, подозреваемого в причастности к убийству главы УВД Махачкалы, перевели в СИЗО Северной Осетии. Об этом стало известно вчера, 17 декабря, от адвоката обвиняемого Заура Магомедова. Защитник врача уверен, что его подзащитного вывезли, чтобы "ломать". Известный дагестанский адвокат, правозащитница Сапият Магомедова не верит, что врачи могли быть причастны к бандформированиям.
"Откуда у Шамиля Гасанова могло взяться оружие? Ведь его привезли домой из отделения полиции, - недоумевает адвокат Сапият Магомедова, комментируя события для "Большого Кавказа". - Когда человек просто видит вооруженных людей, это уже парализует. А находясь в окружении стольких силовиков с автоматами, думать о том, чтобы оказать им сопротивление - это глупость. Родители убитого считают, что силовики ошиблись и решили избавиться от их сына, чтобы замести следы".
Отвечая на вопрос о действиях правозащитников по "делу врачей", собеседница констатирует, что после принятия закона об НКО - иностранных агентах отношение к правозащитникам стало меняться. "Конечно, правозащитники в Дагестане предпринимают какие-то шаги, но это уже не столь эффективно, как раньше. Зато силовикам стало легче..."
По словам Магомедовой, вывозить подследственных в СИЗО Владикавказа - распространенная в Дагестане практика. В частности, этим же способом, рассказывает адвокат, силовики пытались добывать показания во время расследования убийства министра внутренних дел Адильгерея Магомедтагирова (командовал МВД РД в 1998-2009 гг. - прим. ред.). "Одного из обвиняемых защищал председатель нашей коллегии, я тоже подключалась к этому делу. Мы спрашивали у представителей Следственного комитета: зачем вывозить обвиняемых, если преступление произошло в Дагестане, и все свидетели находятся здесь? Нам объясняли, что это делается в целях безопасности обвиняемых. Получается, в дагестанских СИЗО не могут обеспечить безопасность?"
Магомедова говорит, что в СИЗО Владикавказа действует установка не допускать адвокатов к своим подзащитным. "Как минимум этим оказывается психологическое давление на обвиняемого - даже если допустить, что физически там на него не воздействуют, - добавляет она. - Мол, смотрите, здесь вам никто не поможет - ни родственники, ни адвокаты".
Адвокат Гунашева Заур Магомедов также предполагает, что в Северной Осетии на его подзащитного "будет оказываться сильнейшее давление, его будут ломать". "Ожидаю, что вот-вот он якобы подпишет отказ от меня как от адвоката, и ему назначат госзащитника, - добавляет Магомедов. - Все это, конечно, под давлением. Следствие вообще не уведомляет о ходе расследования. Когда я с ним виделся 30 ноября, он жаловался на плохое, грубое обращение и (сказал), что ему говорят, чтобы (он) подписал какие-то документы".
"Моего подзащитного тайно вывезли из Дагестана 12 декабря. Об этом я узнал не от следователей, а по своим источникам. И то, что он во Владикавказе, тоже узнал от своих знакомых в органах. Преступление, в котором обвиняется Гунашев, было совершено на территории Дагестана. Все следственные мероприятия должны проходить здесь", - приводит слова адвоката издание PublicPost.
Как рассказал изданию источник в правоохранительных органах, в отношении Гунашева возбуждено уголовное дело по статьям 33 и 317 УК РФ. "Задержанный обвиняется в соучастии в убийстве начальника УВД Махачкалы Ахмеда Магомедова, которого расстреляли 5 февраля 2010 года. Дело в том, что окна квартиры Гунашева выходят на дорогу, по которой на работу ездил начальник УВД. Следствие полагает, что Гунашев помогал следить за Магомедовым. Есть и более четкие показания засекреченного свидетеля, они в интересах следствия не распространяются", - пояснил сотрудник силовых структур.
Со слов очевидцев, анестезиолога Марата Гунашева задержали 28 ноября прямо в операционной, увезли в халате и тапочках. "Марат сейчас проходит как подозреваемый по трем статьям Уголовного кодекса России: 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 105 часть 2 (покушение на убийство), 222 часть 2 (незаконное хранение оружия). Не исключаю, что из-за отсутствия должной доказательной базы следствие скоро переквалифицирует обвинение, например, на статью 208 (участие в НВФ) или 228 (наркотики). Именно поэтому в ходе обыска в квартире Марата прямо на глазах у его восьмилетней дочери в ее ящик стола со школьными принадлежностями были подброшены 10 спичечных коробков с наркотиками", - заявил адвокат Заур Магомедов.
В один день с Гунашевым сотрудники правоохранительных органов арестовали хирурга Шамиля Гасанова, которого позже убили (при этом тело было обезглавлено!) за то, что тот якобы оказал им вооруженное сопротивление.
Между тем отец Гасанова в интервью дагестанскому еженедельнику "Новое время" рассказал свою версию произошедшего. "В один момент в квартиру постучали - резко и настойчиво. Я посмотрел в глазок - ничего не было видно, - рассказал старший Гасанов. - Спросил: "Кто там?", ответили: "Участковый". Открыл дверь, в комнату быстро забежали вооруженные люди в камуфляжной форме и масках. Вели они себя грубо и агрессивно, сказали, что нужно пойти в ОВД Советского района Махачкалы. Мы вышли во двор, а там полно служебного автотранспорта, везде стоят вооруженные люди. Тоже в камуфляжной форме и масках. Не мог понять, в чем дело. Поехали в ОВД. Думал, что речь пойдет о поисках сына, но мне стали задавать вопросы о молитвах сына, его отношении к религии и так далее. Отпустили нас только ранним утром следующего дня. По возвращении домой мы увидели страшную картину: в ванной сгустки свернувшейся крови, кости черепа, волосы, на стенах и мебели следы обстрела".
"Есть коллеги Шамиля, которые видели, как его забирали прямо с работы, - продолжает отец убитого. - Моего сына похитили люди в погонах, они его замучили до смерти - тело бедного Шамиля представляло собой сплошную гематому, у него были прострелены коленные чашечки, пальцы ног, а там, где должна быть голова, виднелись лишь позвонки, - потом привезли на квартиру, сымитировали боестолкновение, постреляли в воздух, чтобы всем в последующем объявить об очередном убийстве преступника".
По сведениям PublicPost, у адвокатов Гунашева и Гасанова есть своя версия относительно задержаний, и связана она с любовным треугольником. "Шамиль был женат на сестре Марата, а до этого четыре года сожительствовал с некой Анисат. Но женился Шамиль на Миясат Гунашевой. Как мне рассказали родственники подзащитного, Анисат не раз угрожала Гасанову, что если он не расстанется с женой, то с ним разберутся ее друзья из спецслужб. Как я предполагаю, засекреченный свидетель и есть Анисат, которая воплотила в жизнь свои угрозы", - приводит издание слова адвоката Заура Магомедова.