Вчера около 300 чеченских силовиков вошли на территорию Ингушетии, в село Аршты. Формальным поводом была спецоперация по уничтожению банды террориста Доку Умарова. Но в Ингушетии уверены: чеченские силовики должны были стать прикрытием для митинга за вхождение Сунженского района в состав Чечни.
Кажется, в Грозном перешли ко второй части плана по освоению приграничных ингушских территорий. Вчера в село Аршты, что совсем рядом с чеченской границей, вторглись около 300 сотрудников правоохранительных органов Чечни. Как сообщают с места событий, группой силовиков командовал начальник полиции МВД по Чеченской республике Али Алаудинов. Общее, так сказать, политическое руководство акцией осуществлял депутат Госдумы РФ Адам Делимханов.
Формальным поводом для визита силовиков явилась якобы необходимость провести спецоперацию по обезвреживанию банды террориста Доку Умарова. На деле же столь мощная вооруженная поддержка понадобилась всего лишь для проведения митинга в деревне, на котором, согласно замыслу организаторов, местные жители должны были заявить о желании присоединиться к Чечне. Людей собрали около мечети, однако заставить их выступить не удалось - жители Аршты и раньше говорили о том, что намерены и дальше жить в Ингушетии. Впрочем, на этот случай у чеченцев имелся запасной вариант: они привезли с собой жителей соседних чеченских населенных пунктов, станицы Ассиновская и райцентра Серноводск. Именно они в итоге и выступили от лица жителей ингушской деревни. Митинг продолжался полтора часа, закончившись после приезда в село ингушских правоохранительных органов.
При пересечении административной границы произошла потасовка между сотрудниками поста ППС Ингушетии и вторгшимися чеченскими силовиками. Шесть сотрудников ингушской полиции обратились за медицинской помощью.
События на спорной границе Чечни и Ингушетии развиваются по самому опасному сценарию. С несанкционированного "мирного" похода нескольких сот военных на бронетехнике начинались, кажется, все кавказские войны.
Вторжение в Аршты уже не на словах демонстрирует стремление властей Чечни к территориальному переделу, что однозначно сулит новый вооруженный конфликт в регионе.
Федеральный центр еще несколько месяцев назад продемонстрировал свое негативное отношение к территориальным претензиям Чечни. Однако если проанализировать действия и заявления чеченского руководства за эти же последние месяцы, то не трудно обнаружить ряд действий, направленных на эскалацию обстановки в пограничных регионах. Буквально на днях чеченская общественность обратилась к ингушам с пространным письмом о дружбе, намекая на неотвратимость разрешения пограничного вопроса в интересах Чечни. Вчерашнее вторжение последовало буквально вслед за этим письмом.
Пока СМИ и эксперты предпочитают не говорить громкие слова о "вторжении" или "аннексии". "Пока это только мелкое столкновение на границе, не стоит, мне кажется, утрировать. Я надеюсь, что все это будет выражаться во всякого рода демонстративных акциях, но до силовых мер, кровопролития, радикального противостояния это не дойдет", - сказал в интервью BigCaucasus кавказовед Энвер Кисриев.
За день до вторжения чеченских силовиков на территорию Ингушетии президент Чечни Рамзан Кадыров встретился с главой администрации Сунженского района Мусой Ханариковым. Этот один из пограничных районов, к которым чеченцы в случае успеха намерены присоединить ингушские земли. На встрече говорилось о развитии района и о строительстве крупного курорта в Серноводске, который создаст большое количество рабочих мест в районе. Это был тот самый пряник, рядом с которым, как известно, всегда возникает кнут. Кнутом же, предположительно, стали несколько сотен чеченских силовиков.
По мнению экспертов, и в частности Энвера Кисриева, сейчас мяч на стороне Кремля. Федеральным властям необходимо сделать решительные шаги, чтобы остановить нагнетание обстановки. "Либо центр должен радикально и совершенно директивно определиться с этим вопросом и категорически запретить всякое продолжение этих действий на их региональном уровне, либо центр не должен вообще во все это вмешиваться. И тогда они сами найдут решение. Потому что у двух этих вайнахских народов достаточно институтов для того, чтобы прийти к мирному решению этого конфликта. Если уж власть не берет на себя ответственность, хотя должна, для этого и существует федеральная власть, чтобы решать вопросы субъектов федерации. Но если центр не хочет или боится, боится ответственности, то пусть вообще не вмешивается", - считает Кисриев.
Однако совсем нет уверенности в том, что "у двух этих вайнахских народов достаточно институтов для того, чтобы прийти к мирному решению". Сам факт вторжения в Ингушетию 300 чеченских силовиков говорит о том, что ситуация выходит за рамки возможностей "институтов". Как могут развиваться события в дальнейшем, совершенно ясно по многочисленным, до сих пор неурегулированным кавказским конфликтам.