Верховный суд Дагестана поставил крест на пятиэтажной новостройке возле христианского кладбища в Махачкале. Почти достроенный дом будет снесен. А пока балконы здания свисают прямо на надгробия русских, армянских, греческих могил, за которыми заботливо ухаживают родственники покойных. На кладбище до сих пор хоронят. Но это не беспокоит ни застройщиков, ни покупателей квартир с видом на скорбные шествия и траурные венки.
Дом, нависающий своими балконами над "русским кладбищем" в Махачкале, будет снесен. Такое решение накануне вынес Верховный суд Дагестана по иску прокуратуры, который она подала полтора года назад, отреагировав на публикацию "Кавказского узла". Застройщики М.М. Арслабеков и М.А. Курачев мало того что надругались над прахом захороненных там христиан и чувствами их здравствующих родственников, но и нарушили СНИПы. По нормам строительства, жилые дома не могут располагаться ближе 100 метров от маленького по площади и 300 метров от крупного кладбища. А тут от стенки до могил полметра, а выступающие элементы здания и вовсе находятся прямо над надгробиями.
Рядом предприниматели строят еще два дома - семиэтажный и трехэтажный. Все три постройки располагаются на месте бывшей маслосырбазы, которую в свое время возвели на костях, так как четких границ у кладбища не было. По словам старожилов, оно доходило до улицы Гаджиева, по которой числятся новые постройки.
Земельный участок, прилегающий к погосту, принадлежит Арслабекову и Курачеву на правах собственности. Но прежде чем строить многоквартирные дома, они должны были получить разрешительные документы. А они понадеялись зарегистрировать строения по факту. Причем уже продали квартиры и добились согласия жильцов. Покупателей, по их словам, души усопших не тревожат. Они довольны, что получат жилье в престижном районе республиканской столицы.
Место это действительно так притягательно, что позволь одним застройщикам прилепиться к кладбищу, как бывшая база стразу же превратится в элитный жилой район, поглотив не только прилегающую территорию, но и само до сих пор действующее христианское кладбище, на котором покоятся преимущественно русские, армяне, греки, цыгане и евреи.
Армянский культурный центр в Махачкале поддерживает чистоту на погосте, проводя регулярные субботники. В последнем из них, по словам сопредседателя центра Константина Абарьянца, участвовали представители разных общин. Убирали как раз территорию возле подлежащей сносу пятиэтажки, загрязненную и посетителями кладбища, и интернационалом строителей.
Лично Абарьянц вместе с другими неравнодушными к судьбе кладбища людьми старался до застройщиков, правоохранительных структур и общественности донести мысль, что подобные действия нужно пресекать. "Могилы, которые находятся у самого забора кладбища, относятся к 70-80-м годам. Все три здания стоят прямо в заборе. У одного козырек - третий этаж и выше - нависает прямо над могильными плитами. Это полбеды, - отметил Константин Абарьянц в разговоре с корреспондентом GTimes. - Но строить вплотную к кладбищу и по строительным нормам нельзя. Должно быть место, где могла бы проехать пожарная машина и прочие службы".
У застройщиков нашлись и защитники, которые в этом кощунстве увидели благородные цели. Маслосырбаза была заброшенным местом, с кучами мусора, загаженными туалетами, полуразрушенными цехами. Кладбищенский забор тоже дышал на ладан, был испещрен множеством прорех. А теперь тут дома и целенький забор.
"Сломав старый забор и поставив залитый бетоном забор чуть повыше, застройщики ничего особенного не сделали, - парирует Абарьянц. - Пусть даже там были развалины, но, друзья, это кладбище, и к нему надо соответствующе относиться. Пускай были заброшенные цеха, но вы сломайте их, посадите деревья, пусть пройдет время с тех пор, когда там хоронили людей".
Пойдет ли дагестанская прокуратура дальше и даст ли суд добро на снос остальных построек, пока говорить рано. Но вчерашнее решение те, кто боролся с нахрапистыми предпринимателями, считают хорошим знаком.
"Мне вчерашнее решение суда подарило ощущение победы, маленького прорыва, - поделилась радостью с корреспондентом GTimes местный журналист Светлана Анохина. - Оказывается, не все можно. Можно рассчитывать на какое-то вменяемое решение. Строили настолько бесстыдно, что захватывало дыхание. Я говорила с одним из застройщиков. Он был достаточно вежлив, но не без ноток угрозы сообщил, что это он такой вежливый, а жильцы, которых я лишаю возможности заселиться в новые квартиры, могут оказаться и не такими сдержанными».
Это решение еще можно обжаловать, но Светлана Анохина уверена, что на федеральном уровне шансов выиграть дело у предпринимателей нет. "Мое частное мнение: многие абсурдные решения могут существовать только в пределах Дагестана. Я полагаю, что в России невозможно проворачивать такие дела. Там настолько все очевидно и бесстыдно, абсурдно и нагло, что я вообще не вижу, что можно обсуждать в связи с этим. Там продолжают хоронить. У моих родителей там зарезервировано место, а они еще живы. Нарушены все СНИПы. Да и вообще, возводить дома над прахом и для здоровья, и для психики не очень полезно".
Светлана Болотникова