Чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев призвал жителей волгоградского села Горный Балыклей не поддаваться на провокации и не устраивать бунты, как в Пугачеве. По его информации, чеченцы, избившие до переломов конечностей двух безоружных парней, включая безногого инвалида, такие богобоязненные люди, что и мухи не обидят. Полиция, нерасторопность которой стала сегодня причиной казачьего пикета в Волгограде, в районном центре неожиданно быстро сработала, и виновники были задержаны по дороге в Чечню.
"Пугачевского бунта" в Горном Балыклее не будет. Но не потому, что Нурди Нухаджиев, уполномоченный по правам чеченцев, призвал народ не поддаваться на провокации. Просто в данном случае полиция, наученная горьким опытом Саратовской области и Ставропольского края, медлить не стала и оперативно задержала чеченских рабочих по прокладке газопровода. Они уже ехали по Калмыкии. Еще немного, и участники драки скрылись бы у себя на Родине, где за них горой всегда стоит республиканский омбудсмен, правы его земляки или нет.
По информации волгоградских СМИ, полночную драку у магазина затеяли чеченские рабочие в ответ на замечание двух местных парней вести себя культурно, то есть говорить тише и на русском языке. Парни шли с девушкой, а приезжие смотрели в их сторону и что-то громко обсуждали. Сначала на замечание они не отреагировали, а через некоторое время, когда горнобалыклейцы возвращались, чеченцы преградили им дорогу и битами и трубами начали избивать тех, кто посмел их воспитывать. Одному парню сломали руку, другому рассекли губу. Девушка подняла крик, на который сбежались люди и стали разнимать дерущихся. После этого чеченцы расселись по своим автомобилям и укатили, припугнув избитых ребят наездом. Стоит добавить, что один из пострадавших парней был инвалидом без ноги. К тому же нападавших было в несколько раз больше.
После побоища местные жители пошли к главе поселка и потребовали, как и в Пугачеве, изгнать чеченцев, работающих на прокладке газопровода. По общему мнению, делали это кавказцы из рук вон плохо, местами даже повредили водопроводные трубы. К тому же рабочие приставали к девушкам и устраивали дебоши.
Полицейские быстро объявили участников драки в розыск, разослали ориентировку на посты ГАИ. В Калмыкии четверых беглецов удалось перехватить. На месте драки полицейские обнаружили два отрезка полипропиленовой трубы, самодельные резиновую дубинку и деревянную биту.
Орудия избиения найдены, медицинские заключения по пострадавшим имеются, чеченцы побегом выдали себя. Почему же чеченский омбудсмен называет всю это информацию, включая официальные сообщения МВД о задержании и изъятии бит, ложью? Дело в том, что Нурди Нухаджиев опирается на показания подозреваемых. По их словам, местные жители сами спровоцировали конфликт. Это напоминает рассуждения на тему о мини-юбках, которые приводят к изнасилованиям.
"Мы связались с представителем их работодателя, и он сообщил нам подробности инцидента, - сообщает чеченский омбудсмен. - Никаких бит и труб у них не было, они шли в магазин за продуктами, когда двое местных жителей в нетрезвом состоянии стали нагло приставать к ним (?!), в результате чего и возник конфликт. Их беда в том, что они ушли с места инцидента, опасаясь неприятностей, предполагая, что зачинщиками сделают их. Рабочим надо было сразу же обратиться в правоохранительные органы, подать встречное заявление. Нам доподлинно известно, что это глубоко набожные люди, и они не способны на какие-то хулиганские или другие преступные действия. Какую "культуру" могли подразумевать пьяные люди, делая им "замечания", несложно догадаться".
По логике омбудсмена получается, что либо пьяные русские побили сами себя до переломов конечностей, а чеченцы стояли рядом и тихо молились, либо набожные люди все-таки избили безногого пьяного инвалида, пылая праведным гневом.
О том, что Нухаджиев использует недостоверные источники, говорит и его реплика про "странное" изъятие труб у задержанных, словно беглецы никак не могли расстаться с орудиями преступления. В сообщениях МВД сказано, что отрезки труб найдены во время следственных действий, а не отняты у чеченцев.
По мнению защитника чеченских прав, какие-то скрытые силы "пытаются запустить новый сценарий межнационального конфликта", используя "одни и те же штампы". Как-то не укладывается в голове омбудсмена, что это чеченская молодежь без присмотра старших часто использует одни и те же методы расправы над подвыпившими русскими. В Невинномысске Висхан Акаев с ножом набросился на Николая Науменко и тот умер по пути в больницу. Пока город под руководством ставропольских националистических организаций не восстал, чеченца даже не искали. Он успел сбежать в горы, где скрывается до сих пор. В Пугачеве подросток Алим Назиров зачем-то ходил в бар со скальпелем, которым и прирезал татарина Руслана Маржанова. В Горном Балыклее, окажись у чеченцев с собой ножи, а не биты, убийства было бы тоже не избежать.
И после всей этой эпопеи следующих один за другим инцидентов пожимать плечами и намекать на таинственного "кого-то", раскачивающего лодку межнациональных отношений, это лукавство. Раскачивают ситуацию с одной стороны сами вооруженные ножами чеченцы, у которых даже глава республики ставит кровную месть выше российских законов, с другой стороны правоохранительные органы, опасающиеся связываться с воинственной общиной.
Волгоградские полицейские не всегда отличаются служебным рвением. Сегодня по поводу их бездействия бывший депутат, казачий атаман Анатолий Беев проводил пикет в областном центре на площади Ленина. Добивался возбуждения уголовного дела по факту демонтажа оросительной системы рядом с собственным фермерским хозяйством. Но воровство труб народным бунтом не грозит, в отличие от межнационального конфликта в Горном Балыклее, где жители сразу пригрозили повторением пугачёвского сценария и подхлестнули полицию.