На днях мир облетела сенсационная новость. Со ссылкой на замминистра иностранных дел Давида Джалагония грузинские СМИ сообщили, что российские военные в Гальском районе якобы приступили к возведению стены между Абхазией и Грузией. Тбилиси даже успел призвать мировое сообщество мобилизоваться против сооружения «новой берлинской стены». Но Сухум опроверг эту информацию. Высосанная из пальца сенсация прожила совсем недолго.
Тем не менее, пока новость муссировалась в информационном пространстве, она успела сыграть свою отрицательную роль. «Творец» сенсации Давид Джалагония провещал: строительство стены является-де подтверждением того, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россия якобы «использует в своих целях», передает «Росбалт». А председатель временной парламентской комиссии Грузии по восстановлению «территориальной целостности» Шота Малашхия сразу подхватил: Тбилиси совместно с международным сообществом «непременно достигнет того, чтобы эта стена реально стала стеной для изоляции и распада России». В хор русофобов не мог не встрять Давид Бакрадзе. Председатель парламента произнес по этому поводу целую речь. Он выразил убежденность, что история вынесет приговор «идеологам строительства новой берлинской стены на границе Грузии и Абхазии».
Абхазская сторона отреагировала на агрессивную риторику спокойно. «Ничего подобного не происходит, никто никакой «берлинской стены» не строит, - цитирует РИА Новости начальника погранотряда службы Госбезопасности Абхазии Зураба Марганию. - Идет процесс организации совместной охраны границ российских и абхазских погранструктур». По его словам, негативная информация об ухудшении обстановки в Абхазии, якобы в связи усилением охраны госграницы, часто появляющаяся в последнее время в информационном пространстве, инспирирована властями Грузии. Маргания также сообщил, что сейчас по всему периметру границы выставлены совместные российско-абхазские пограничные посты. «Существует определенный легальный переход госграницы, которого должны придерживаться все граждане», - отметил он.
Возникает вопрос: с какой целью вбрасывалась Грузией очередная «сенсация»? Причин может быть несколько. Во-первых, Сухум не разделяет проталкиваемую Тбилиси идею о том, что пересечение грузино-абхазской границы в Гальском районе должно быть «свободным». Сейчас на грузино-абхазском рубеже действуют строгие правила. Поскольку молодая республика не без оснований утверждает, что порядок на границе нужен, в первую очередь, для обеспечения безопасности самих местных жителей, предотвращения терактов и диверсий. «Граница не закрыта, просто при ее пересечении в грузинском направлении обязательно надо загодя оповещать об этом районные администрации и получать разрешения, в которых никому до сих пор не отказывали», - цитировала не так давно главу абхазского МИДа Сергея Шамбу «Независимая Газета». Пресловутая информация о «возводимой стене», по всей видимости, могла быть своеобразной метафорой, запущенной с помощью Грузии и истолкованной ею же на свой лад.
Во-вторых, уже готов проект соглашения между Минобороны России и военным ведомством Абхазии. Согласно документу, предусматривается совместное использование полигонов, аэродромов, каналов связи, проведение тренировок и учений, пишет газета «ВЗГЛЯД». Тбилиси всячески стремится противодействовать этому. В начале августа заместитель начальника Генштаба Анатолий Ноговицын отметил, что власти Грузии неоднократно предпринимали попытки создать в Южной Осетии и Абхазии «группы сопротивления» из местных жителей, готовили диверсионные акты против российских военнослужащих, которые несут службу в этих республиках, а СМИ намеренно искажают информацию, которая дискредитирует вооруженные силы России на Южном Кавказе.
Примечательно, что, запуская в мир очередную «сенсацию», заинтересованные силы в Грузии, по-видимому, не учли данных об обустройстве грузино-югоосетинской границы. Думается, полученный еще в мае опыт развертывания пограничных постов в Южной Осетии будет использоваться российскими военными и в Абхазии. Тогда начальник оперативной группы погранвойск Андрей Залов рассказал KP.ru, что участок границы, за который отвечают российские военные, отнюдь не обтянут колючей проволокой - он находится под контролем специальных датчиков. «Да нет уже контрольно-следовой полосы, как в фильмах про войну, - отметил он. - Здесь сидит оператор за пультом и контролирует происходящее в нескольких километрах от заставы. Кроме того, по маршрутам выходят наши разведгруппы по 10 - 15 человек. У них и приборы ночного видения есть, и тепловизоры. Так что граница на замке». И никаких стен сегодня возводить просто не требуется.
Кроме того, российские военнослужащие обучают своих абхазских коллег. Как сообщил начальник Генерального штаба Абхазии Анатолий Зайцев, сейчас кадры для Сухума готовит свое Высшее военное училище. Таким образом, для охраны границы у Абхазии будут не только современные технологии, но и собственный офицерский корпус, способный решать самые сложные задачи. И новые «берлинские стены» им ни к чему.