"Рамзан Кадыров, верни нас домой!" - под таким лозунгом в ингушском пункте компактного проживания в Карабулаке завтра собираются начать голодовку 30 беженцев из Чечни. По 20 лет они живут в бараках без всяких удобств. Многих из них уже лишили статуса вынужденных переселенцев, некоторые получили и истратили денежные компенсации, слишком мизерные, чтобы приобрести на них жилье. А теперь ингушские власти хотят расформировать поселок, изгоняя "бесстатусных" жильцов и обещая "статусным" компенсацию на съем квартиры, не дотягивающую, впрочем, до рыночной стоимости аренды.
30 чеченских беженцев в ингушском Карабулаке завтра обещают начать голодовку с требованием "Рамзан Кадыров - верни нас домой!". Они предупредили об этой акции еще 7 августа, когда на территории "Промжилбазы", где располагается их лагерь, прошло заседание "круглого стола". На него были приглашены представители власти, но они не явились. Людей выслушали лишь активисты общественных организаций, входящих в объединение "Кавказский форум".
Накануне голодовки общественники снова посетили место компактного проживания (МКП) внутренне перемещенных лиц и пообещали участникам акции обеспечить прямую трансляцию в Интернете, "чтобы любой житель страны мог увидеть не только самих голодающих, но и условия, в которых они проживают годами".
Бараки Промжилбазы с крохотными комнатками были построены в 90-х годах для рабочих из Словении, возводивших Магас. В 1999 году здесь разместили беженцев, и теперь на 10-12 квадратных метрах ютятся многодетные семьи с детьми и инвалидами. Здесь они спят, учат уроки, купаются, стирают, готовят и едят.
Почти все работоспособные и не обремененные иждивенцами беженцы уже устроились либо в Ингушетии, либо в Чечне. Купили дешевые домики или восстановили свое жилье в Чечне. Остались лишь те, кому начинать с нуля не по плечу. Большинство из них уже получили компенсации за утерянное имущество - по 350 тысяч рублей. Представитель ингушского общественного движения "Чеченский конгресс национального спасения" Руслан Бадалов называет эту сумму смехотворной и говорит, что на эти деньги можно было возвести две-три стены, но никак не отстроить заново дом и не приобрести квартиру. А ведь люди потеряли не только крышу над головой, но и все, что было нажито годами.
Некоторые из беженцев прописались у родственников, чтобы получать пособия на детей или пенсии. Автоматически они лишились права требовать жилье или компенсацию. Так Хила Сулейманова скитается по Ингушетии уже 18 лет. Ее дом был разрушен войной, и она зарегистрировалась у брата в Чечне. "Конечно, властям нет дела до того, что у брата есть своя семья!" - говорит Сулейманова, надеясь решить свои проблемы с помощью голодовки.
Есть на Промжилбазе молодые семьи, у которых никогда и не было своего угла в Чечне - они женились и обзаводились потомством уже в палаточных городках. Им тоже квартира не светит, а МКП рано или поздно расформируют.