Ровно три года назад, 19 ноября 2009 года, в храме Апостола Фомы на Кантемировской произошло убийство настоятеля - священника Даниила Сысоева, известного православного миссионера. Ответственность взяла на себя группировка Доку Умарова. Впрочем, исламский след был одной из самых "живых" рабочих версий следствия. Убитый батюшка приобщал к православной вере этнических мусульман и параллельно вел горячую полемику с последователями ислама. В исламской среде России он заслужил прозвище "русский Салман Рушди".
По одной из версий, отец Даниил происходил из известного татарского рода, который состоял в родственной связи с семьей пророка Мухаммеда. Так оно или нет, но интерес к исламу у будущего священнослужителя был всегда. Став священником, Даниил Сысоев избрал для себя нелегкую и неблагодарную стезю проповеди среди этнических мусульман. В его приходе проводили огласительные курсы для уроженцев Северного Кавказа и гастарбайтеров из Средней Азии. Тех, кто проходил эти курсы и изъявлял желание креститься, крестили на радость всего многонационального прихода.
Отдельную работу отец Даниил проводил среди тех русских девушек, которые хотели выйти замуж за мусульман. Священник как мог пытался удержать их от никаха. Специально для таких девушек он написал книгу "Брак с мусульманином", где обрисовал реалии замужества за последователем Мухаммеда как духовную и физическую гибель для этнической православной.
Нередко в миссионерском пылу отец Даниил "увлекался". "Когда я прочитал "Брак с мусульманином", мое впечатление было таково: автор знает мусульман, но не знает канонов ислама, - сказал корреспонденту "Большого Кавказа" один известный специалист по исламской теологии. - Даниил Сысоев имел знания, но они были искажены и опирались на источники, не имеющие исторической обоснованности. К примеру, он критиковал ранние браки в исламе, хотя исламом это запрещено и порицается. Как доказательство своих слов Сысоев приводил брак между Пророком и Айшей. Сысоев говорил, что на момент заключения брака Айше было то ли 9, то ли 6 лет. Но на самом деле Айше тогда было 18 лет. Наверняка Сысоев буквально трактовал хадис", - сказал собеседник издания.
Что думают мусульманские священнослужители о неоднозначном священнике, которому принадлежит фраза "Бог не выдаст, ислам не съест"? Свое мнение корреспонденту "Большого Кавказа" изложил муфтий Центрального духовного управления мусульман Фарид Салман.
"Разумеется, деятельность Сысоева была неоднозначной. Она не приветствовалась такими людьми, как муфтий СМР Нафигулла Аширов, и многими другими. Но давайте посмотрим правде в глаза. Каждый из нас, будучи зрелым человеком, вне зависимости от национального или социального происхождения, выбирает себе определенное религиозное направление: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Если в лоне этой веры человек ощутил для себя духовное счастье, то он считает выбранное им направление истинным и правильным. Этому человеку свойственно провозглашать об этом духовном счастье другим людям. Убивать человека только за это провозглашение преступно вдвойне. Другое дело, что переход христианина в мусульманство не всегда одобряется в христианском социуме, а мусульманина в христианство - в мусульманском.
В случае с отцом Даниилом нужно подчеркнуть важный момент. Когда ведешь миссионерскую работу с человеком другой веры, нужно говорить о вере обращаемого в положительном или хотя бы нейтральном ключе. Нельзя ни в коем случае поносить или оскорблять ту религию, на чьей территории действуешь. Тут уже идет речь об элементарной этике. В любом случае, личность отца Даниила подтвердила старую истину, что "мертвые сраму не имут". Отец Даниил был по-настоящему верующим человеком. А каждый по-настоящему верующий человек хочет найти людей, страдающих от безверия, и приобщить их к своей вере. Священнослужитель хочет это сделать вдвойне, поскольку нести веру людям и укреплять людей в вере - суть его служения.
Традиционные религии России - православие, ислам, иудаизм, буддизм - относятся друг к другу с уважением и почтением. Ни одна из традиционных религий России не несет ответственности за личные поступки и действия одного из своих священнослужителей, за личное подвижничество отдельно взятых людей. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть то, что мертвые сраму не имут. Отец Даниил Сысоев делал то, что делало и делает наше традиционное мусульманское духовенство - он спасал души молодых этнических мусульман от пагубного воздействия салафитов, ваххабитов и прочих сектантов. Напоследок скажу: как муфтий, я не выношу суждения по действиям представителя православного священства, а как воспитанный верующий человек, не выношу суждения по действиям того, кто уже покинул этот бренный мир. Ибо пророк Мухаммад (мир Ему) сказал: "Судный день того, кто умер, уже начался".
Орхан Искандерзода