Депутаты трех кабардино-балкарских сел в районе будущего курорта Эльбрус-Безенги наложили вето на деятельность ОАО «Курорты Северного Кавказа». Они боятся потерять землю, не получив ничего взамен, кроме перспективы работать прислугой для туристов. Однако их вето, как объясняют в администрации Черекского района, не играет никакой роли, так как официальной депутатской сессии не было. А в компании по созданию туристического кластера говорят, что насильно облагодетельствовать курортами никого не будут.
Старожилы кавказских гор не приемлют планов по превращению Кавказа в туристический рай. В трех кабардино-балкарских селах - Безенги, Верхняя Балкария и Кара-Су - несколько депутатов провели заседание и постановили наложить вето на использование земель компанией «Курорты Северного Кавказа». Она планирует построить там курорт «Эльбрус-Безенги», способный принимать почти 30 тысяч человек в день. Туристов будут обслуживать 30 подъемников и гостиницы на пятнадцать тысяч мест. Все это обещает региону экономическое процветание и ту стабильность, которой на Кавказе сейчас очень не хватает.
Однако местные жители сопротивляются переменам, так как боятся оказаться лишними на этом празднике жизни. С обидой в голосе депутат селения Верхняя Балкария Харун Замаев рассказал GTimes, что у муниципалитета постепенно отнимают земли, которые необходимы для жизнедеятельности животноводов.
«На то поголовье, которое есть в селе, мы обеспечены пастбищами и покосами всего лишь на 50 процентов. Пахотной земли у нас всего 42 гектара, - сетует Замаев. - Ранее у нас отняли 85 процентов земель. Потом придумали отгонное животноводство (использование альпийских лугов долинными жителями - авт.) и отнимают у нас последнее. А теперь придумали под видом развития Северного Кавказа туристический кластер, и мы не знаем, будем ли мы что-то от этого иметь, учитывая 131 закон, право на свою землю, свою территорию. С нами об этом никто разговор не вел».
«Как долго будет действовать вето?» - спрашиваю у Замаева. Он говорит, пока в Кабардино-Балкарии не заработает 131 закон, который, на его взгляд, правительство республики не выполняет.
Как показал опыт подготовки к Олимпиаде 2014 года, протесты жителей Имеретинской долины не помогли им отстоять свои клочки земли, где похоронены их предки. Так ведь там дело доходило даже до рукопашных драк с сотрудниками правоохранительных органов! А как далеко готовы зайти авторы кабардинского вето, если их запрет власти проигнорируют?
«Я человек пожилой, и особенных конфронтационных мер не последует, - отвечает Замаев. - Но нас постоянно вынуждают протестовать. Вы можете поехать в любое балкарское село и увидите, что ничего со времен СССР не строится. У нас в селе есть клуб, но он абсолютно непригодный. Мы порой хотим собраться, но нам негде. Верхняя Балкария - большое село, пять тысяч населения, но у нас нет ни детсада, ни больницы. Вот как руководство республики относится к нам».
Ранее глава КБР Арсен Каноков пообещал, что будет прислушиваться к мнению людей и проведет социологический опрос о строительстве курортов. Харун Замаев уверен, что его мнение разделит большинство жителей. «Я думаю, что никто не позволит эту чистую девственную природу разрушить коммуникациями. Опрос покажет настроения людей».
Однако в администрации Черекского района, к которому принадлежат Верхняя Балкария, Безенги и Кара-Су, корреспондента GTimes заверили, что, за исключением отдельных вечно недовольных личностей, народ поддерживает проект курорта, и опрос это покажет. Более того, по словам главы Черекского района Махти Темиржанова, вето, наложенное депутатами, не имеет силы, так как официально сессия депутатов сельских советов не проводилась и никаких документов главам этих сел не поступало.