После добровольного отказа от прямых выборов глав республик северокавказским жителям, возможно, придется смириться и с назначением мэров городов. Всероссийский совет местного самоуправления подготовил предложения президенту страны о новой процедуре избрания градоначальников. Согласно им, главой города будет становиться один из городских депутатов, а сити-менеджером — человек, назначенный местным законодательным органом по согласованию с региональной властью. Поскольку региональный уровень на Северном Кавказе уже полностью зависит от воли президента, кремлевская вертикаль дотянется и до местного самоуправления.
Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) выступает с инициативой отметить прямые выборы мэров. Глав городов и муниципальных районов предлагается выбирать из числа депутатов местных законодательных собраний, а сити-менеджеров и глав районных администраций находить по конкурсу при участии региональных властей. Таким образом, самоуправление в стране будет под чутким контролем губернаторов. А на Северном Кавказе, с учетом де-факто назначения глав республик президентом России, властная вертикаль протянется от Кремля до муниципального уровня.
Четыре кавказские республики в прошлом году отказались от проведения прямых выборов глав субъектов Федерации. Право вернуться к этой демократической процедуре было даровано россиянам в результате либерализации выборного законодательства после массовых протестов оппозиции двухгодичной давности. Однако вскоре Москва намекнула, что на многонациональном Кавказе прямое голосование жителей может привести к межэтническим и межэлитным конфликтам, дестабилизирующим и без того опасную ситуацию. Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесия намек быстро поняли, и теперь их руководителей выбирают парламенты из трех кандидатур, одобренных президентом России. Благодаря этому в Дагестане и Ингушетии депутаты отдали предпочтение Рамазану Абдулатипову и Юнус-Беку-Евкурову, которых ранее назначил править республиками Кремль. Таким же путем, видимо, пойдут и остальные субъекты Северо-Кавказского федерального округа.
И если предложение ВСМС пройдет, то влияние федеральной исполнительной власти на муниципалитеты в регионе возрастет, а влияние населения, соответственно, снизится. Причем эффект ослабления контроля над муниципалитетами со стороны общества будет заметен не только на Северном Кавказе, а по всей стране.
Такая перспектива не радует президента краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадия Подлесного. "Я категорически не согласен с такой трактовкой либерализации нашего избирательного законодательства, потому что муниципальный уровень — это тот уровень, где у граждан должна быть максимальная возможность влиять на избранных ею руководителей, — заявил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus. — Чем ниже уровень власти, тем ближе к так называемым "простым людям" и их интересам. Соответственно, больше работы по обеспечению жизнедеятельности того или иного города или района. Уменьшение возможности влиять на данного руководителя со стороны граждан, которые ранее его избирали, ухудшит положение дел с контролем над деятельностью данного чиновника. Перспектива такого назначения приведет к повышению коррупциогенности этих должностей".
По словам Геннадия Подлесного, прямая демократия всегда лучше, так как она предполагает отчет перед избирателями. "И теоретически, они через систему отзыва могут, не дожидаясь истечения полномочий, повлиять на его отзыв", — отметил он. В крайнем случае народ может просто стихийно выразить протест, что уже будет представлять собой охлократию. "И у нас в Краснодарском крае уже были прецеденты, когда люди массово выражали протест тем или иным руководителям муниципального образования, и губернатор, прислушиваясь к мнению граждан, принимал меры, и человек лишался должности", — добавил эксперт.
Собственно говоря, приведенный нашим краснодарским собеседником пример показывает, что и сейчас главы районных администраций подчиняются региональной власти, а не напрямую народу. Видимо, поэтому директор чеченского Центра стратегических исследований Эдильбек Хасмагомадов полагает, что предложение ВСМС ситуацию особо не изменит. "Прямые выборы просто выглядят более демократичными. На мой взгляд, настроения избирателей и состав депутатов совпадают, и разница будет только в процедуре, а результат один и тот же. Среди людей, живущих у нас в Чечне в конкретном поселении, сильны внутренние связи. Поэтому у нас состав депутатов, особенно муниципальных, очень четко выражает интересы избирателей. И возможно, непрямые выборы будут лучше", — заявил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus. Что касается отчетности перед народом или депутатами, то, по мнению Хасмагомадова, важнее, чтобы она "была не формальная, а настоящая".
Заведующий отделом политологи Карачаевского научно-исследовательского института Борис Урусов, комментируя инициативу ВСМС, отметил, что эта схема уже действует на практике. "Назначение сити-менеджера предусмотрено законом о местном самоуправлении. И, как правило, в конкурсных комиссиях присутствуют представители региона, то есть губернатора. Тут речь идет об отмене самой процедуры прямых выборов мэра для крупных городов, насколько я понял из материала в "Ведомостях". В таком случае возникает вопрос: а как же быть с Европейской хартией о местном самоуправлении, в которой Россия является подписантом?! В этом предложении учтены как раз интересы губернаторского корпуса, так как самостоятельные мэры крупных городов, как правило, являются распорядителями хорошо обеспеченных бюджетов со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть относительной самостоятельностью. Насколько же это отражает интересы избирателей, однозначно сказать нельзя. Стоит, например, перевести выборы заксобраний на принцип выборов по партийным спискам, что часто и делается сейчас, и произойдет почти полное отстранения избирателя от формирования муниципальных властей", — пояснил он корреспонденту BigCaucasus.
Мнение чеченского политолога о том, что настроения избирателей и депутатов совпадают, Урусов считает лукавством. "Депутатский корпус избирается под чутким вниманием, мягко говоря, исполнительной власти. И сильный сити-менеджер, как правило, проводит в муниципальные думы "своих" депутатов, которые потом именно с ним и заключают контракт. Получается, что позиции избирателей постоянно совпадают с интересами конкретного влиятельного лица?", — риторически поинтересовался он.
Ранее политолог Александр Кынев предположил, что инициатива ВСМС приведет к управленческому хаосу, так как потребует самороспуска муниципальных органов власти. Однако Геннадий Подлесный заверил, что все ныне действующие мэры и главы администраций районов останутся на своих местах до истечения срока их полномочий даже после того, как предложение станет законом и вступит в силу.