Вашингтон уже открыто говорит Тбилиси о том, что переговоры Грузии с Россией по поводу ее членства во Всемирной торговой организации - это не механизм для решения политических проблем Сакартвело. По словам специального помощника президента США Майкла Макфола, сейчас есть реальная возможность найти продуктивное решение спора, связанного с ВТО, без размещения в Абхазии и Южной Осетии грузинских таможенников, как на том настаивают в Тбилиси. Воплотятся ли его слова в жизнь 28 апреля в ходе очередного раунда непростых переговоров между Россией и Грузией?
"США не выступают в качестве посредника, но активно способствуют контактам между Тбилиси и Москвой по связанным с ВТО вопросам, - приводит слова Макфола ИноСМИ. - Присоединение России к этой организации лежит в плоскости наших национальных интересов". Специальный помощник президента США подчеркнул, что Вашингтон не собирается давить на Грузию в вопросе о приеме России в ВТО, однако переговоры Тбилиси с Москвой - это не механизм для решения политических проблем.
Макфол также полагает, что неразрешимых споров, которые бы повлияли на присоединение России к организации, между Тбилиси и Москвой сейчас нет. По его словам, даже фундаментальный вопрос о границах вполне решаем. "Это очень необычная ситуация, которую нельзя игнорировать, - отметил он. - Грузия хочет получать информацию о ввозе и вывозе товаров в "отколовшиеся регионы" и из них - в том числе, в направлении основной части Грузии, но мы считаем, что существует продуктивное решение, не требующее размещения таможенников в Абхазии и Южной Осетии на границах с Россией".
Как именно в Белом доме предлагают решить эту проблему, Макфол не уточнил, добавив, правда, что есть способ повысить прозрачность и увеличить приток информации о товарах, пересекающих границу. Дело в том, что в Тбилиси еще до начала переговоров заявили: Сакартвело поддержит вступление России в ВТО лишь в том случае, если Москва согласится на контроль Грузией таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии.
"У ВТО имеются конкретные экономические требования, и главное из них состоит в том, что торговля между странами должна быть прозрачной", - цитировал РБК председателя комитета по внешним связям парламента республики Акакия Минашвили. При этом парламентарий отметил, что Тбилиси должен знать, какие виды продукции и товары ввозятся в регионы Абхазии и Южной Осетии, а какие - вывозятся. "Кто именно осуществит наблюдение - вопрос переговоров", - резюмировал он. Вторил Минашвили и вице-спикер парламента Георгий Церетели. По его мнению, Грузия ни в коем случае не даст согласия на вступление России во Всемирную торговую организацию "за счет своих интересов".
Теперь, после заявления Майкла Макфола, грузинская сторона значительно смягчила тон. Замглавы МИД страны Нино Каландадзе подчеркнула, что вопрос членства в ВТО не является политическим. "И это входит в наши интересы, чтобы переговоры прошли успешно, а Россия смогла стать членом организации", - сказала она, отвесив поклон Вашингтону. Мол, Соединенные Штаты всегда придерживались той позиции, что не намерены оказывать какое-либо давление на грузинские власти.
Белый дом действительно не предъявлял открытых требований Тбилиси, но в грузинской столице, похоже, сигнал от администрации Обамы восприняли правильно. Тем более что и внутри страны все чаще говорят о том, что переговоры с Россией по ВТО не нужно превращать в арену для выяснения политических отношений и вспоминать обиды за август-2008.
Так, один из лидеров грузинской оппозиции Ираклий Аласания считает, что вступление России во Всемирную торговую организацию будет полезно для Сакартвело. Бывший постпред Грузии в ООН подчеркнул, что согласие официального Тбилиси на вхождение России в ВТО поможет грузинским предпринимателям вернуться на российский рынок. Он также обратил внимание на тот факт, что Москва и Тбилиси должны найти консенсус по поводу возможного нахождения представителей международных организаций или третьей страны на спорных пограничных пунктах.
Что ж, 28 апреля в Берне стартует второй раунд переговоров между Москвой и Грузией о вступлении России в ВТО. И теперь, после того, как в Тбилиси приняли к сведению позицию Соединенных Штатов, шансы на успешное завершение дискуссий по этому вопросу многократно увеличиваются.