Что такое дипломатия? Искусство скрывать за той или иной формулировкой тенденции, которые рано или поздно станут реальным фактом. Пятый раунд дискуссий в Женеве по ситуации в Закавказье, нацеленных на стабилизацию обстановки после конфликта в августе прошлого года, проходил в обстановке близкой к возвращению на нулевую отметку.
Казалось бы, очередной дипломатический тупик. Как известно, абхазская делегация отказалась от участия в дискуссиях в ожидании доклада генсека ООН, который должен был появиться 15 мая. В Сухуме хотели убедиться, что документ не содержит ссылок на то, что молодая южнокавказская республика принадлежит Грузии. В первоначальном варианте доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна имел название «О работе миссии ООН в Абхазии, Грузия». Делегация Абхазии отказалась от участия в дискуссии, требуя изменить формулировку доклада генсека ООН, убрав из ее названия указание на суверенитет Грузии над республикой. Абхазскую сторону поддержали Россия и Южная Осетия, также заявившие о неприемлемости первоначально предложенной формулировки доклада.
В итоге документ получил название «Доклад генерального секретаря, представленный в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН № 1808, 1839 и 1866». Очень важно, что последняя из перечисленных резолюций, принятая Совбезом 13 февраля, впервые не содержит упоминания о грузинском суверенитете над Абхазией и Южной Осетией.
В Тбилиси изменение названия доклада ООН стало очередным поводом для нападок на Россию. Государственный министр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили заявил, что «Россия воспользовалась женевским форматом как инструментом давления на ООН и никакие доклады генсека ООН и никакие формулировки не имеют отношения к женевскому формату, так как в нем ООН выступает как один из посредников».
Глава грузинского дипломатического ведомства Григорий Вашадзе пошел еще дальше, заявив, что Россия «пытается легализовать на территории Грузии созданные ею два виртуальных бантустана» - то есть Абхазию и Южную Осетию. «Не могу сказать, что я доволен таким компромиссом, но не могу сказать и то, что этот компромисс даст некую возможность порадоваться России или марионеточным режимам», - сказал г-н Вашадзе. Похоже, что у грузинских дипломатов начали сдавать нервы, поскольку подобные заявления хороши для рыночной площади, но никак не для переговорного процесса.
«Понятие международно признанных границ за последние годы оказалось настолько размыто, что каждый волен понимать под ним что угодно, - считает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. - Например, Россия признает суверенитет Белграда над Косово, а США не признают. Тем не менее, факт остается фактом: Грузия сегодня не контролирует Абхазию, так же как Сербия не контролирует Косово».