В Грузии закончился сбор урожая фундука. В последние десятилетия эта культура стала спасением для огромного числа крестьян. Доход, который они получают за счет продажи фундука, позволяет сделать запасы на зиму и продержаться до следующего года. Наш корреспондент направилась в Гурию - регион, в котором едва ли не каждый зависит от этого ореха.
"Уже не надеемся ни на урожай мандаринов, ни на обещания правительства", - сетует гуриец Андрия Чкуасели. "Рим спасли гуси, а Гурию нашу спасёт орех", - поговаривают местные жители. В шутку сказанная в своё время фраза на сегодняшний день стала чуть ли не истиной. Надеяться местным жителям приходится только на фундук.
Любящие политику гурийцы всегда высказывают свои мысли вслух: "На завтрашний день смотрим с надеждой, может, мир повернётся к нам лицом, - сказал в беседе с нами старик Тамаз Бабилодзе из деревни Уканава, приехавший в районный центр Озургети, чтобы сдать урожай ореха. - Жаль только наши мандариновые плантации. Ухаживаем, получаем хороший урожай, собираем, но продать не удаётся - сбыта нет, почти все гниет на месте. Именно поэтому стараемся выращивать орехи. Хотя бы не сгниют!" - продолжает деревенский фермер.
Но и орех оказался не очень-то прибыльным. Один килограмм урожая в нынешнем году стоит значительно дешевле, чем в прошлом и позапрошлом сезонах.
Читайте также: Грузинские крестьяне между голодом и тюрьмой
В Озургети открылись пункты сдачи урожая, где за килограмм орехов дают 2 лари 50 тетри. Потом перепродают тот же урожай турецким бизнесменам в разы дороже. Владельцы пунктов делают всё возможное, чтобы не выпустить из рук продавцов, приехавших к ним из деревень с полными мешками ореха.
Бабушка, приехавшая сюда на автобусе из села Лихаури, продала свои 20 килограмм орехов за 50 лари.
- Бабуля, вы довольны прибылью?
- Что ты, детка, как можно быть довольным? И вообще, разве кто-нибудь чем-нибудь доволен в наше время? Меня зовут Этери Горделадзе, я никого не боюсь, когда говорю это в слух. 40 из этих 50 лари я должна заплатить за лекарство, у меня больное сердце. Еще два лари за проезд. Никогда бы не подумала, что старость моя будет такой горькой, - говорит старушка.
Моя беседа с бабулей привлекла внимание других селян. Откуда ни возьмись, вокруг нас собралось много народу. Догадавшись, что я журналистка, люди начали рассказывать о своих проблемах.
"У меня нет другого дохода, кроме ореха. Был виноградник, но ухаживать за ним я не смог. Нужно было обрабатывать ядохимикатами, а денег на это у меня не было, ведь лекарства очень дорогие. Три маленьких мальчика у нас дома, на что было их содержать? Работы нет, ни частной, ни государственной, хотя и образование подходящее я имею, не избегаю и физической нагрузки. Но оказалось, что не нужен я никому. Привезли сюда китайцев и дают им всякую работу", - с огорчением заметил молодой мужчина.
"Работы нет нигде. Вот, посмотрите, и на дорожных работах турки работают, а моим мужу и сыну отказали. Ответили, что все места уже заняты. Одной-единственной нашей надеждой остался орех", - пожаловалась нам женщина средних лет.
Читайте также: Горийские крестьяне на грани голода
Тут из деревни Тхинвали прибыла маршрутка, откуда тоже вышли желающие заработать крестьяне. "Мы привезли настоящую бердзнула (высококачественный орех - прим. автора)", - говорили они с гордостью. Однако и они продали весь урожай по цене 2 лари 55 тетри за килограмм. В прошлом году за это давали 4 лари, пожаловались они. Говорят, что турецкий бизнесмен теперь не платит больше. К слову, килограмм фундука, за который гурийским крестьянам заплатили 1 доллар 75 центов, стоит в Турции не менее шести долларов.
- Не собираетесь ли вы отказаться в дальнейшем ухаживать за ореховыми плантациями из-за снижения стоимости фундука?
- Мы еще не сошли с ума. Ситуация всё равно безвыходная. Этот турецкий бизнесмен прекрасно знает нашу ситуацию, потому и сбавил закупочную цену, а у нас не остаётся другого пути как согласиться. Но слава Богу, что хоть и это есть, а то бы откуда у нас деньги появились на учебники? Ведь дети пошли в школу, - отвечают тхинвальцы.
У пунктов приема урожая стояли полные орехов грузовые машины. "Кто сам не может приехать и сдавать нам фундук, к тем мы приезжаем прямо домой и закупаем товар за 2 лари 20 тетри за килограмм", - рассказал мне водитель.
Закупщики говорят, что орехи к ним привозят еще и из Ланчхути и Чохатаури. В общем выходит до 100 тонн за день. Но, в отличие от прибыли предпринимателей, доход гурийцев в нынешнем году невелик. И потому они без оптимизма думают о предстоящей зиме.
Нато Велиа