Но они не получили и этих 9 миллионов. Проект соглашения об этой сумме Мзоковы нашли в почтовом ящике во вскрытом конверте уже после того, как вообще лишились дома. Дело в том, что администрация Хостинского района города обратилась в суд с иском признать владение Мзоковых самостроем. 13 лет назад тот же суд уже вынес свое решение по такому же иску, и тогда оно не было обжаловано. Поэтому судья отказался удовлетворить требования истцов. Но в апелляционной инстанции в Краснодаре административный ресурс оказался сильнее закона, и здание по улице Фабрициуса, 17, признали-таки самовольным строением. Свидетельство о праве собственности 2012 года и решение суда 1999 года не умерили желания власть предержащих сэкономить на компенсации переселенцам.
"Параллельно "олимпийский" департамент подает на нас в суд, чтобы принудить нас взять компенсацию и забрать дом и землю. Но, дождавшись решения суда о признании дома самостроем, они отменяют требования о компенсации за дом. Остается только компенсация за землю и долю в старом доме. Суд по земле и старому фонду проходит 21 августа, а 22 августа к нам уже приезжает судебный пристав с требованием освободить территорию. Мы обратились в прокуратуру: как это так, за сутки требуют освободить территорию, - с возмущением пересказывает свою историю Наталья Мзокова. - Дайте нам время хоть обжаловать, мы же не согласны с этим решением! Мы подали апелляционную жалобу и по поводу признания самостроем, и по поводу компенсации за землю и старый фонд, так там каким-то образом была уменьшена наша доля. Всего нам предлагают сейчас два с половиной миллиона рублей".
Жители дома уже и не надеются отстоять свои "пенаты", хотя считают, что для расширения автодороги не обязательно сносить жилые дома - запас свободной земли есть с другой стороны улицы. Но если уж ради олимпийской стройки их выселяют, то делали бы все хотя бы по-человечески: дали бы время на сбор вещей, на обжалования, на переговоры о компенсации, а не натравливали на дом с детишками вооруженных приставов. Мало того, что приставы пугают малышей и заставляют нервничать пожилую женщину, они еще и заявляются с документом о требовании снести дом по другому кадастровому номеру. А на замечание хозяев, что с этой бумагой они не имеют права ничего требовать от Мзоковых, исполнители по-хамски отвечают, что "знают, какой дом сносить, по фотографии" и предлагают обжаловать их действия в суде.
Теперь вся семья занята тем, что пакует и потихоньку свозит на склад временного хранения свои вещи. Поскольку в семье есть маленькие дети, администрация города предложила Мзоковым разместиться в пяти комнатах муниципального фонда в пансионате "Нептун" в Адлере. Они отказались. "Комнаты в ужасном состоянии, - поясняет Наталья Мзокова. - Это не те номера, в которых отдыхают туристы. Это маневренный фонд, который принадлежит администраци". Пока что переселенцы собираются жить у родственников, в этом же районе Сочи, чтобы старшие дети не меняли школу и садик. Мзоковы будут продолжать отстаивать свои права в более высоких инстанциях, надеясь, что за пределами Краснодарского края суды будут более объективны.
Построек, подобно дому Мзоковых, мешающих олимпийскому строительству и поэтому признанных самостроями, мэр Анатолий Пахомов в Сочи насчитал более 800. "Все материалы находятся в судах. Более чем по двумстам из них принято судебное решение о сносе", - заявил он весной. Есть в этом списке, конечно, и новые объекты, которые коммерсанты специально строили с расчетом на регистрацию "по факту". Но есть и случайные жертвы кубанской кампании по зачистке земли под Олимпиаду.