С одной стороны он отметил, что Сергей Багапш «со своей радикально настроенной командой» уже не является проблемой для Москвы, и доказал свою преданность. С другой - «на тех выборах, практически, проиграл Путин». «Учитывая, что Путин нелегко прощает поражения, он попытается сделать президентомАбхазии своего фаворита Хаджимба», - прогнозирует Кикнадзе.
Однако такой вариант полностью исключает московский политолог Сергей Марков. Он считает подобные прогнозы «фантастикой».
«Это невозможно, и такое предположение показывает, что грузинские наблюдатели уже очень сильно оторвались от абхазской реальности», - заявил эксперт в интервью GeorgiaTimes.
В 2004 году Хаджимба, по словам Маркова, рассматривался как преемник политического курса Владислава Ардзинбы. И именно поэтому Москва ставила на него, а не на Багапша, которому симпатизировали в Тбилиси.
Политолог напомнил, что у Кремля к тому же были вопросы к Александру Анквабу, главе общественно-политического движения «Айтаира» («Возрождение»), которое поддерживало Багапша. Самого лидера Сергей Васильевич сразу после избрания на пост президента назначил премьер-министром.
Однако за Раулем Хаджимбой, которому в результате компромисса между победившими и оппозицией достался пост вице-президента, оставался контроль над силовым блоком правительства.
«Время показало, что ничего прогрузинского ни у Анкваба, ни у Багапша не оказалось», - отмечает эксперт.
«Хаджимба - честный офицер, верный нашей большой Родине, в расширенном ее понимании, но как публичный политик он не смог утвердиться. Это не значит, что Москва что-то имеет против него. Но теперь по той же причине, по которой когда-то Россия поддерживала Рауля Хаджимбу, она поддерживает Багапша», - пояснил собеседник GeorgiaTimes.
Что касается предположений о возможном выдвижении кандидатом в президенты министра иностранных дел Сергея Шамбы, которого в Грузии также считают фаворитом Москвы, то он и так прекрасно ладит с Багапшем, считает политолог. «К тому же он моложе президента, и может на следующих выборах выступить как его преемник», - заметил Марков.
По мнению директора Института политических исследований, основная борьба все-таки развернется не между Хаджимбой и Багапшем, а между Багапшем и бизнесменом Бесланом Бутбой.
Правда, у Багапша в любом случае «крайне хорошие шансы на победу». К его заслугам стоит отнести не только признание независимости республики, но и то, что Абхазии удалось избежать новой войны и заручиться российскими гарантиями безопасности, политической и экономической поддержкой Москвы.
Главный же аргумент Бутбы о том, что политика Багапша якобы ведет к ущемлению интересов абхазов, по мнению Маркова, не будет достаточно популярен в Абхазии. Политолог пояснил это так: «Власти блюдут госсобственность на прибрежную полосу, и не отступают от этого принципа. Я бывал в Абхазии, и никаких опасений по поводу экспансии России там не замечал».