Мошенничество при приватизации имущества газового комплекса в третий раз становится поводом для преследования Магомедгусена Насрутдинова, кумыкского лидера, занимающего сейчас пост вице-премьера Дагестана. В отличие от других арестованных дагестанских политиков, он считается соратником, а не противником главы республики Рамазана Абдулатипова, и потому его арест трудно отнести к разряду кадровой чистки. Официально чиновника обвинили в присвоение зарплат преподавателям на два миллиона рублей, но его ждет и более серьезное дело на сотню миллионов рублей за приобретение по заниженной стоимости газораспределительных сетей местной структуры "Газпрома".
Еще один дагестанский чиновник может отправиться на нары вслед за экс-мэром Махачкалы Саидом Амировым, замминистра промышленности и энергетики Русланом Гаджибековым, замминистра образования и науки Идрисом Мусаевым и другими. Все предыдущие аресты укладывались в концепцию чистки властной вертикали в Дагестане с целью ее полного подчинения новому главе республики Рамазану Абдулатипову. Однако накануне в Москве был задержан вице-премьер Дагестана Магомедгусен Насрутдинов, которого СМИ представляют как близкого соратника Рамазана Гаджимурадовича.
Читайте также: Команда Абдулатипова превращается в банду?
Насрутдинова обвиняют в приватизации по заниженной цене девяти муниципальных газораспределительных сетей. Само преступление произошло еще в 2002 году. Незадолго до этого правительство России выпустило постановление, запрещающее одной компании заниматься одновременно монопольной и коммерческой деятельностью. То есть "Дагестанрегионгаз", который возглавлял Насрутдинов, должен был избавиться от монопольной функции распределения по сетям и заняться только сбытом. Для этого сети, находившиеся в его ведении, были проданы ОАО "Даггаз", в котором тот же Насрутдинов был председателем правления и, по данным следствия, акционером, хотя последний факт он ранее опроверг. Компания-приобретатель сетей заплатила за них всего лишь 58 миллионов рублей при стоимости в 197,73 миллиона рублей. Разницу между этими суммами и вменяют вице-премьеру как "мошенничество в особо крупном размере".
Дело было возбуждено еще полгода назад следственным отделом УФСБ, но расследовалось, по данным "Коммерсанта", центральным аппаратом ФСБ. В Москве фигуранта и задержали. Сегодня Лефортовский районный суд отправил Насрутдинова за решетку. Правда, основанием для ареста стало не дело о сетях, а хищение всего лишь двух миллионов рублей из республиканского бюджета, выделенных на проведение курсов по повышению квалификации педагогов. Следователи полагают, что подозреваемый присвоил их, будучи заместителем министра образования и науки.
В 2012 году Насрутдинова уже пытались привлечь к ответственности по делу о приватизации сетей, но обвиняли в "злоупотреблении полномочиями". Суд в Махачкале признал постановление следователей незаконным. Сразу после заседания Магомедгусен Насрутдинов собрал журналистов и объяснил, что уголовное дело инициировали в ООО "Кавказрегионгаз" люди, заинтересованные в сохранении плачевной ситуации в отрасли.
Проблемы в газовой сфере республики состоят в высоком, доходящем до 70 процентов, уровне неплатежей и больших потерях газа, за которыми скрывается воровство. Ворует не население, а мелкие подпольные цеха и кирпичные заводы с "русскими рабами". Предприниматели отстегивают контроллерам наличные, те начисляют им щадящие суммы, а потребленный газ распределяют между всеми абонентами. В итоге на счетах у исправно платящих граждан откуда-то берутся невообразимые суммы долгов, и те, кто не сохранил квитанции и не может постоять за себя в суде, вынуждены платить, дабы не оказаться отключенным от системы газоснабжения. Или же не платить, из-за чего задолженность Дагестана перед поставщиками газа постоянно растет. В 2012 году она составляла около 14 миллиардов рублей.
Читайте по теме: Русские рабы на Северном Кавказе
Магомедгусен Насрутдинов обвинял в том, что платежи не доходят до "Газпрома", его дочернюю структуру — "Кавказрегионгаз" (сейчас "Газпром межрегионгаз Пятигорск"). Он предлагал убрать этого посредника и "создать отдельную структуру, которая будет работать с "Межрегионгазом" напрямую". Полпред в СКФО Александр Хлопонин одно время эту идею даже поддерживал и предлагал весь "Кавказрегионгаз" разогнать.
Кстати, по данным источников "Коммерсанта" в Москве, Насрутдинова задержали перед совещанием, на котором он опять собирался критиковать "Газпром межрегионгаз Пятигорск". Возглавляет это предприятие с марта прошлого года Аркадий Анатольевич Деревянко, управленец-бизнесмен из Санкт-Петербурга, что немаловажно. Кроме того, есть сведения, что уголовное дело повторно возникло после того, как Насрутдинов предложил "Газпрому" выкупить газораспределительные сети обратно, но уже по более высокой цене.
Впрочем, подозрения в "заказном" характере дела против вице-премьера не отменяют того факта, что имущество "Дагестанрегионгаза" он продал "Даггазу" по заниженной стоимости. А спустя несколько лет похожий фокус повторил при продаже имущества "Даггаза" компании "Даг-С-газ". Разница между реальной стоимостью и уплаченной составила 134 миллиона рублей. В 2009 году по этому факту было возбуждено уголовное дело, но постановление о нем было обжаловано в Верховном суде Дагестана. Насрутдинов объяснял внимание следователей попыткой сместить его с должности руководителя ООО "Дагестангазсервис", на которую претендовал кто-то из людей тогдашнего президента Дагестана Муху Алиева.
Магомедгусену Насрутдинову повезло родиться в одном из самых известных и влиятельных семейств среди кумыков. Отец возглавлял газовое хозяйство Дагестана в советские годы, дядя был главой родного для них Карабудахкентского района, а потом министром сельского хозяйства и продовольствия Дагестана. Когда в 2009 году против Магомедгусена было возбуждено первое уголовное дело, эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин предостерегал, что внутриэлитная борьба может дестабилизировать ситуацию в республике.
Однако сейчас новое уголовное дело, по его словам, не будет иметь большого резонанса в политическом плане. "Насрутдинов, хотя и входит в состав правительства, ни в коей мере не относится к "ближнему кругу" нынешнего главы региона Рамазана Абдулатипова, — подчеркнул Константин Казенин в комментарии BigCaucasus. — Он был в правительстве еще при Магомедсаламе Магомедове и как раз тогда считался человеком, достаточно интегрированным в команду главы региона. Собственно, именно Магомедсаламу Насрутдинов обязан своей карьерой в исполнительной власти Дагестана. Ранее, в период президентства Муху Алиева, он достаточно жестко конфликтовал с главой региона". При этом эксперт отметил, что "уголовное дело против члена республиканского правительства в любом случае затрагивает репутацию действующего руководителя республики".
"Что касается этнической стороны, то вариантов разыграть в связи с задержанием Насрутдинова "кумыкскую карту", скорее всего, не будет, — полагает наш собеседник. — Семейство Насрутдиновых сейчас не является лидером по влиянию в среде кумыков Дагестана. Кроме того, сам Магомедгусен Насрутдинов всегда подчеркнуто дистанцировался от поддержки кумыкского этнического движения, стремился сохранять нейтралитет в конфликтах, имеющих этническую окраску".
А вот на перспективы дагестанского топливно-энергетического комплекса этот арест повлияет, уверен Константин Казенин. "В этой сфере в 2000-е годы происходил серьезный передел собственности, консолидации сетевых активов. Поскольку уголовное дело касается продажи сетей, нельзя исключать, что точка в этом процессе не поставлена, — отмечает он. — Между тем, вопрос о приведении в порядок системы платежей за газ в Дагестане необходимо решать. Об огромных цифрах задолженности говорят уже с самых высоких трибун. Но сам по себе передел сетей вряд ли здесь на что-то повлияет. Неплатежи образуются во многом из-за теневых предприятий, потребляющих газ, но создание условий для выхода дагестанской экономики из тени — это вопрос не к "генералам" местного газового хозяйства, а к руководителям гораздо более высокого уровня".