Надо сказать, что правовой статус этих объектов - отдельная сложная тема. Между Москвой и Сухумом нет никаких соглашений, регламентирующих вопросы собственности и пользования военными санаториями. В соглашении о военном сотрудничестве между Абхазией и Россией, которое не так давно было ратифицировано абхазским парламентом, они указаны как часть объединенной российской военной базы. Но тут же оговаривается, что все вопросы по курортным объектам должны быть отрегулированы в рамках отдельного соглашения, которого до сих пор нет.
Ситуация тупиковая. Поддерживать функционирование санаториев в нынешнем виде в планы российского Министерства обороны явно не входит. Продать их оно не может, потому что не является их владельцем. Видимо, в самом Министерстве еще не определились относительно своих планов. Многое указывает на то, что россияне покинут эти объекты. Хотя, по словам бывшего председателя Госкомимущества Абхазии Беслана Кобахии, который в начале 90-х годов занимался переводом бывшей общесоветской собственности в собственность Республики Абхазия, консенсус все-таки будет найден.
"Думаю, Россия не откажется от этих объектов, несмотря на кажущуюся готовность к этому. И если это так, то настало время заключить нормальное соглашение с Российской Федерацией по этим вопросам. В соглашении о военном сотрудничестве с Российской Федерацией, недавно ратифицированным нашим парламентом, этот вопрос не прописан, но, как мне помнится, есть пункт, в котором говориться, что решения по таким вопросом будут приниматься отдельными соглашениями. Поэтому надо спокойно подготовить соответствующее соглашение и начать его обсуждать. Ничего сложного в этом нет, так как ни одна из сторон не желает конфронтации, а наоборот, хочет дружбы и сотрудничества", - считает Кобахия.
Впрочем, самое главное во всей этой ситуации - не торг вокруг собственности, а человеческий фактор. Десять лет назад работа на объекте, подчиняющемся Министерству обороны России, казалась пределом мечтаний о стабильности и приличном заработке. Но когда в прошлом году был закрыт сухумский санаторий, работы лишились 1200 человек. Теперь, когда закрылись санатории в Гагре и Гудауте, работу потеряли еще 1500 человек. Это очень значительные цифры в масштабах Абхазии. Жители Сухума, после закрытия их санатория, вышли на улицу и предъявили властям претензии. В итоге они получили компенсации и, успокоившись, пошли искать новую работу. Теперь, чтобы получить компенсации в виде ежемесячной частичной выплаты зарплаты, гагрцам и гудаутцам тоже надо выйти на улицу. Но они пока не спешат.
Отдыхающие тоже многое потеряли. Военные санатории были едва ли единственными курортными объектами на абхазском побережье, продававшими путевки по цене чуть ли не ниже себестоимости. Это было возможно за счет солидных дотаций из Москвы. Теперь бюджетный отдых, который был доступен в прежние годы многим, не только семьям военных, никому уже не светит.