Бывший глава "Курортов Северного Кавказа" Ахмед Билалов мечтал заказать проекты обеспечения безопасности туристического кластера французам и израильтянам. Те готовы были создать "купол безопасности" из датчиков и систем слежения, чтобы даже мышь не проскочила незамеченной. Однако от дорогих проектов отказались, и теперь ФСБ и МВД спорят о том, кто лучше сможет охранять туристов.
Канули в лету масштабные проекты Ахмеда Билалова по привлечению на Северный Кавказ охранных фирм из Франции и Израиля. За дело плотно решили взяться ребята из МВД и ФСБ, которые не потерпят чужие видеокамеры и системы наблюдения из космоса в стратегически важном регионе страны. В одном пока полиция и Служба безопасности не договорились: кто лучше справится с задачей - частные охранные предприятия, сплошь состоящие из бывших сотрудников правоохранительных органов, или же ведомственная охрана, которой уже снабжены "Росатом" и "Ростехнологии". Как пишет газета "Известия", выбор остается за российским правительством.
Сотрудники корпорации "Курорты Северного Кавказа", согласно публикации, хотели бы видеть на курортах охранников ФСБ, наделенных правом досматривать туристов. Так было бы спокойнее и безопаснее для организаторов туристического бизнеса. А вот захотят ли путешественники лишний раз подвергаться процедуре ощупывания и раздевания и потрошить свои чемоданы по первому требованию - вопрос спорный.
Саму компанию КСК охраняет частное охранное предприятие "Вымпел", базирующееся в Махачкале. За один миллион семьсот тысяч рублей оно взялось сопровождать и защищать сотрудников и имущество КСК по всему Северо-Кавказскому округу, а также в Краснодарском крае и республике Адыгея. В Дагестане "Вымпел" является официальным представителем ЗАО "Единая Национальная Диспетчерская Система", которая работает с системой навигации ГЛОНАСС.
ФСБ тоже приступила к охране курортов. В Ингушетии горнолыжную трассу Армхи построили в Джейрахском, приграничном с Грузией, районе. Там действует строгий пропускной режим. Пограничная служба ФСБ часто не пускает через свои посты даже местных жителей, приглашенных родственниками, если заранее не оформлены разрешительные документы. Так и туристы туда попадают лишь проверенные от макушки до пят. И на всем протяжении трассы за ними зорко следят замаскированные под окрестности вооруженные люди.
Глава республики Юнус-Бек Евкуров на открытии Армхи пошутил, что пограничники должны стать "брендом" курорта. А председатель республиканского комитета по туризму историк Батыр Мальсагов ранее на полном серьезе заверял: "Пограничники на сто процентов обеспечивают безопасность туристов, никаких криминогенных проявлений на этой территории нет".
Помимо ЧОПов и ФСБ к охране курортов можно привлечь "туристическую полицию" - либо, по опыту Египта, существующую отдельно, либо в виде подразделения МВД. Кстати, в Дагестане, где туристические тропы не зарастают даже в последние "горячие" годы, экскурсоводы по прибытии новой группы отдыхающих ставят в известность правоохранительные органы и нанимают местных поводырей, чтобы избежать нападения "лесных". Но это касается горных районов. На побережье Каспия обстановка намного безопаснее, и туристы об особой охране даже не думают.
Во всех трех доморощенных вариантах организации охраны северокавказских курортов ставка делается все-таки на человеческий фактор. В отличие от них, проекты, которые два года назад предлагали французская компания Thales и израильская Elbit Systems, были основаны на максимальной автоматизации.
Thales рекламировал так называемый "купол безопасности" над всей территорией кластера. Это подразумевало защиту границ охраняемой зоны от проникновения боевиков и опасных веществ, постоянное слежение за уязвимыми инфраструктурными и транспортными объектами, систему быстрого реагирования на кризисные ситуации. Главной идеей "купола" Thales должны были стать тысячи видеокамер, рассеянных по северному склону Кавказского хребта. А уж на видеосигналы должны отвечать всевозможные службы: полиция, пожарные, МЧС, военные, гражданские ведомства, спецслужбы.
Израильская Elbit Systems предлагала проект, основанный на борьбе с палестинским терроризмом. Как пояснял консультант компании Мики Леви, система охраны, которую можно развернуть за год-полтора на каждом из курортов, строилась бы на четырех "китах": агентурная и техническая разведка, современные технологии и полицейские силы. На службу северокавказскому туризму пришли бы видеокамеры из расчета 500 штук на 1 квадратный километр, беспилотные летательные аппараты, аэростаты и сенсоры. Одного только элемента из израильского опыта не предвиделось - защитных стен.
Предложения французов и израильтян оказались дорогими и опасными с точки зрения шпионажа. Да и потом, на оснащение видеокамерами курортов много ума не надо. На это надо много денег и еще по одному охраннику к каждой камере - чтобы туристы не свистнули. К концу прошлого года в 15 городах СКФО были установлены 2800 камер видеонаблюдения. Появились они и на сочинских курортах, где скоро пройдет Олимпиада. И некоторые из них вещают прямо в Интернет, как в Грузии. Запустим еще беспилотники с аэростатами, и тогда террористы сами сбегут от круглосуточной слежки. Жаль только, что они не из пугливых. А вот туристы как раз - публика боязливая, и пока теракты не прекратятся, массового потока на северокавказские курорты не будет.