«Запад проигнорировал нападение вооруженных сил Грузии на Цхинвал. С этого, по моему убеждению, и начались события. Мы все считаем, что все последующие действия России были направлены на защиту жителей многострадального города. Ответной реакции у России могло быть: или проигнорировать, или остановить кровопролитие этого многострадального народа», - заявил Назарбаев после очередного саммита ШОС.
Поэтому точнее будет выразить подход Астаны словами директора алматинской Группы оценки рисков, политолога Досыма Сатпаева: «Казахстан не торопится признавать Абхазию и Южную Осетию». И это позволяет ему не ссориться ни с Россией, ни с Грузией, ни с Западом.
С Россией его связывает очень многое: общий капитал в Евразийском банке развития, учрежденном Москвой и Астаной в январе 2006 года. Участие в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора и коллективной безопасности. Поддержка Россией инициатив Казахстана в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),
Всего между Россией и Казахстаном заключено более 250 двусторонних соглашений. Наблюдаются рост объемов взаимной торговли, сотрудничество в сфере энергетики (в основном транспортировка казахстанской экспортной нефти через территорию России). В Казахстане работают более трех с половиной тысяч предприятий с участием российского капитала. И еще множество примеров симбиоза.
В то же время и в Грузии Казахстан имеет свои экономические интересы. В энергетику, транспортную, строительную, коммуникационную и другие отрасли экономики причерноморской республики вложены приличные казахстанские инвестиции - порядка двух миллиардов долларов США.
Правда, этим летом между инвесторами и правительством Грузии возникли некоторые недоразумения, связанные с долгами «КазТрансГаз-Тбилиси», которые грузины внезапно попросили вернуть. Но сейчас этот скандал утих.
Еще одной причиной очень сдержанной позиции Казахстана по Южной Осетии является наличие на севере и востоке страны целых областей, где преобладает славянское население. И это население испытывает массу проблем: от сокращения образования на русском языке до откровенной дискриминации.
Некоторые российские эксперты полагают, что помочь соотечественникам в этой ситуации может ведение специального паспорта, по аналогу паспорта британского Содружества. Такой документ дал бы возможность гражданам Казахстана и России беспрепятственно посещать обе страны, получать образование, работать, пояснил «Независимой газете» эксперт Юрий Солозобов.
Однако от этого шага недалеко до ситуации в Южной Осетии, где жители также получили российские паспорта, а с ними и право на защиту российской армией. Казахстан боится довести ситуацию у себя до этого.
В конце концов, в преддверии председательства в ОБСЕ руководству Казахстана явно не хочется портить имидж прогнозируемого, последовательного и удобного партнера для Запада, с которым можно строить сбалансированные отношения.
Но и в отношении России Астана будет строить такую же уравновешенную политику. Вряд ли Грузии стоит надеяться на то, что казахи в ОБСЕ начнут решать грузинские проблемы, в которых, в общем-то, виноваты сами грузины.