Вернемся немного в прошлое. На конец октября минувшего года эти цифры выглядели следующим образом: в розыске находилось 765 665 физических лиц и 11 086 компаний. Тогда же было много разговоров о том, что "черные банковские списки" аннулируются. Такой меморандум был оформлен между Национальным банком Грузии, "Кредитинфо Грузия" и коммерческими банками. В соответствии с этими договоренностями, банковские должники могли рассчитывать на очередные кредиты: информация, находящаяся в базе "Кредитинфо", не должна была лишать людей права вешать на себя все новые и новые обязательства.
"Принципиально меняется подход к имеющейся информации о клиентах. Больше не будут существовать отдельно так называемые "черные списки". Защита интересов потребителей для нас является главным приоритетом ближайшего периода", - заявлял тогдашний президент Национального банка Грузии Георгий Кадагидзе. Хотя, кажется, подобная забота ведет лишь к окончательному разорению подсаженных на легкие деньги людей.
Но в феврале стало известно, что, по счастью, громкий меморандум оказался неработоспособным - коммерческие банки не устроила подобная "амнистия". И попавшим в немилость должникам в сфере получения нового кредита ничего не светит. По крайней мере, пока банк не согласится считать его "обеленным". Единственное изменение - срок действия "черного списка" сократился с семи лет до пяти.
Страшно представить, насколько увеличилась бы база данных "Кредитинфо", если бы недобросовестным заемщикам позволили безнаказанно набирать новые и новые кредиты. Она и так растет, как на дрожжах. Людям катастрофически не хватает денег, а красивой жизни хочется. Но разве можно разгуляться на те жалкие гроши, которые получает подавляющее большинство населения страны? Не так давно стало известно: треть грузинских граждан живут на грани нищеты.
По всему выходит, что сейчас и власть, и население Грузии с увлечением строят себе виртуальную жизнь. Правительство рассказывает о том, как потрясающе быстро развивается страна, народ кивает и набирает кредиты, чтобы хоть немного соответствовать тому, что звучит с экранов телевизоров. Тем более что само государство охотно подает дурной пример:
Страшно, что в один день это может привести к полному краху. Рано или поздно критическая черта будет достигнута, и грузинские банки больше не смогут "тянуть" недобросовестных должников. И совершенно неясно, каким образом Сакартвело собирается расплачиваться с зарубежными кредиторами. Бодрые реляции правительства о каждодневных достижениях все больше и больше напоминают танцы над пропастью.