Несмотря на положительные сдвиги в позиции ООН относительно Абхазии, в докладе генсека Организации Пан Ги Муна есть пункты, которые абхазская сторона не может принять. Об этом сказал 21 мая президент Сергей Багапш.
«Не может быть речи о создании так называемой 12-километровой зоны безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта», - заявил Багапш на встрече с директором департамента России, Южного Кавказа и Центральной Азии МИД Великобритании Майклом Давенпортом, передает пресс-служба правительства республики. По словам абхазского лидера, республику также не устраивает статус, в котором она представлена на переговорах в Женеве. «На этих переговорах нам отводится статус неполноправных участников. Эти встречи и так не особо нужны Абхазии, с таким подходом мы можем пересмотреть вопрос своего участия в них».
Негативная реакция Абхазии на создание зон безопасности, о которых упомянул в своем докладе Пан Ги Мун, была ожидаемой. Во-первых, молодая республика только возвращается к мирной жизни и о войнах не помышляет. Во-вторых, 1 июня заступят на боевое дежурство российские пограничники, которые будут помогать нести службу своим абхазским коллегам, в соответствии с подписанным 30 апреля договором о совместной охране границ. В сложившейся ситуации именно российские военные являются для республики единственным гарантом сохранения мира на Южном Кавказе.
Однако по замыслу генсека ООН и российско-абхазские подразделения, и грузинские военные должны покинуть приграничную территорию, которая будет контролироваться сотрудниками «Миссии ООН по стабилизации». Возникает вопрос: а смогут ли они обеспечить безопасность в таком взрывоопасном регионе? На данный момент это кажется весьма сомнительным. Ведь предложения Пан Ги Муна имеют много общего с подписанным в 1994 году между Грузией и Абхазией Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил. Но за 14 лет периодические инциденты на грузино-абхазской границе стали нормой, а 30 августа прошлого года Тбилиси благополучно аннулировал это соглашение. Никаких санкций от ООН тогда не последовало. И сейчас нет гарантий того, что история не повторится. Кстати, для Грузии, концентрирующей силы на границе с молодой республикой, пункт о демилитаризации приграничной территории вряд ли будет приемлемым.
Что же касается других предложений Пан Ги Муна, то они могут не только получить поддержку Абхазии и России, но и быть весьма эффективными. К ним, в частности, относится запрет полетов военных и разведывательных самолетов, в том числе беспилотных летательных аппаратов, а также создание механизма предварительного уведомления (от 48 до 72 часов) о передвижении личного состава и вооружений в конфликтной зоне. Российская сторона численность военного контингента в молодой республике не скрывает, и готова сотрудничать с миссией ООН в Абхазии, если, конечно, в Нью-Йорке до 15 июня удастся договориться о ее присутствии в регионе. Чем на предложения генсека ответит Грузия - пока неизвестно.