Лучшим мэром города в России назван мэр Махачкалы Саид Амиров. Таковы итоги рейтинга, работу над которым только что завершило министерство регионального развития. Но можно ли назвать город, которым руководит лучший мэр, лучшим в России?
Шестой ежегодный конкурс муниципальных образований России пользовался большой популярностью среди целевой аудитории. Всего на конкурс было подано 729 заявок из 74 субъектов федерации. Наиболее активны в плане участия были органы власти из Ленинградской, Иркутской, Саратовской, Московской областей, а также республик Дагестан и Татарстан. Саид Амиров победил в номинации "Лучший глава муниципального образования" среди городских округов. Столь жесткая конкуренция на конкурсе делает еще более ценной победу в нем махачкалинского мэра.
Что могло послужить причиной столь высокой оценки мэра города, в котором регулярно происходят теракты? А самострой - основная часть городского антуража?
Еще раз напомним, что конкурс провело министерство регионального развития. В составе конкурсной комиссии - сам министр Игорь Слюняев, а также прочие высокопоставленные лица. В составе организационного комитета ряд высокопоставленных чиновников министерства регионального развития. Итоги конкурса подведены, однако ни на сайте министерства, ни где-либо еще в СМИ не опубликованы материалы, из которых можно было бы сделать выводы о том, чем руководствовалось жюри, выставляя те или иные результаты разным муниципальным образованиям. Соответственно, мы не можем узнать из официальных источников о том, каким образом случилось так, что мэр столицы Дагестана стал лучшим мэром России.
Однако можно предположить, что если в городе хороший мэр, причем не просто хороший, а лучший, то и сам город должен быть если не лучшим, то хотя бы не худшим. И тут мы обращаем внимание на еще один рейтинг, также составленный министерством регионального развития. Это рейтинг привлекательности российских городов. В данном случае министерство выступает не единственным автором проекта: он реализован в сотрудничестве с Российским союзом инженеров и с привлечением Госстроя, Роспотребнадзора и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Вообще этот рейтинг выглядит довольно открытым. Во всяком случае, в нем четко указаны критерии, по которым специалисты изучали городскую среду обитания и делали выводы о качестве этой среды. Так вот, город Махачкала в этом рейтинге не попал в число пятидесяти лучших российских городов. Выходит, что в столице Дагестана хороший мэр, но сам город плохой.
То, что Махачкала не попала в список "хороших" городов России, не удивительно. И количество терактов здесь ни при чем. Современная столица Дагестана стала похожа на небогатые, хотя и очень динамичные города Ближнего Востока. Хаотичная застройка - самострой, в котором живет чуть ли не половина населения быстро растущего города, ширящиеся во все стороны пригороды - трущобы, проблемы с коммуналкой и транспортом. И вот всем этим богатством управляет ныне лучший мэр в России - Саид Амиров. Он один из самых влиятельных людей в республике. Уровень его возможностей может составить конкуренцию даже самому временно исполняющего обязанности президента Дагестана Рамазану Абдулатипову.
Дагестанский журналист Абдулла Алисултанов считает его влияние колоссальным. "Его возможности широки, и это несмотря на то, что официальная власть в республике, все больше подковерными способами, пытается у него это влияние отобрать. Практически во всех структурах, во всех органах, в бизнесе, в политике у Саида Джапаровича есть близкие ему люди, готовые для него на многое", - говорит Алисултанов.
Но вернемся к рейтингу. Мы не можем узнать о том, что именно подвигло конкурсную комиссию признать мэра Махачкалы Амирова лучшим мэром страны. Но нетрудно выяснить информацию о показателях и критериях, представление которых необходимо для участников в рейтинге. По существу, это рейтинг документов. Задачей участников является собрать необходимый материал о собственной деятельности. Это и участие в разного рода федеральных и региональных программах. Причем часто требуются данные не об эффективности участия в программах и проектах, а чисто номинальное присутствие в них. Например, задается вопрос "Есть ли у вас орган по поддержке малого предпринимательства" и т. д. Одним словом, задачей участника является организовать хорошую самопрезентацию.
Идем дальше. По логике, данные участников должны проверяться, а на местах должны работать группы экспертов, которые подтвердят или опровергнут заявленную информацию. Но ничего этого не наблюдалось. Вот что написано по этому поводу в положении о рейтинге: "..при необходимости - формирование группы экспертов для оценки поступивших заявок". Таким образом, речь идет не о рейтинге, который отталкивается от реальной жизни, а о соревновании номенклатурной активности. Зная все это, можно не удивляться победе мэра Махачкалы Саида Амирова в номинации "Лучший глава муниципального образования". Решение это может быть политическим. Оно может отражать, разумеется, отличные количественные показатели участия в самых разнообразных административных программах. Это решение также может быть следствием особых талантов дагестанской бюрократии в умении "рисовать" нужные данные, отвечающие самым строгим критериями вышестоящего руководства. Такие прецеденты есть. Например, недавняя история с материнским капиталом, который оформлялся на несуществующих детей. Это, кстати, практика не одного только Дагестана. Как говорится, иди проверь.
Одним словом, могут быть разные причины "победы" Амирова в сомнительном рейтинге минрегионразвития. Но одно можно сказать точно: никакого отношения к реальности результаты этого рейтинга иметь не могут.
Антон Кривенюк