Предвыборная парламентская кампания в Грузии входит в решающую стадию. Противостояние между властью и оппозицией стало предельно жестким. И в ход идут любые лозунги, включая националистические. Может ли в Грузии повторится националистическая истерия конца прошлого века?
"Наши дочери, жены работают в гостиницах, забитых армянами. Ничего против армян не имею, но обидно и оскорбительно! У нас два пути - либо отправлять детей и жен чистить задницы гречанкам и турчанкам, как прислуга, либо здесь обстирывать и обслуживать армян, турков, азербайджанцев..." Эту цитату мы взяли из грузинского блога, автор которого цитирует батумского гида, коренного жителя этого города.
Если взять за основу это эмоциональное повествование батумца, то можно сказать, что в Грузии за последние двадцать лет ничего не изменилось. Просто националистическая истерия ушла с площадей, оставшись в головах людей. Но сейчас, кажется, она возвращается и на площади, и в публичное пространство.
Известный грузинский режиссер Кети Долидзе разразилась гневной критикой по поводу концерта Шарля Азнавура в Ахалцихе. А в Батуми уже не первый месяц продолжается кампания против восстановления мечети. Главный аргумент недовольных - "не желаем видеть турков, скупивших наше побережье".
Активизация националистических лозунгов в период предвыборных кампаний - дело естественное, и не только в Грузии. Наверное, в обществе любой страны в нашей части мира есть значительная масса людей, для которых шовинизм - пища для интеллекта. Но ситуация в Грузии осложняется тем, что у этой страны уже есть очень печальный опыт, когда националистическая истерия по факту сократила территорию страны почти на четверть.
Читайте также: Жизнь после СССР: Грузия
Сейчас националистические лозунги в большей степени активизируются в среде тех, кто ближе к оппозиционной "Грузинской мечте". Но вряд ли это значит, что в стане сторонников власти их нет. Просто энергия "националов" в этом плане больше направлена на генерирование ненависти к России и бывшим автономиям, в то время как "старая интеллигенция" по прежнему предпочитает ненавидеть тех, кто ближе - армян, а вот теперь и турков.
Нельзя сказать, что до выборного цикла ксенофобия находилась на задворках общественного сознания. В стране действует группа армяноненавистников, которая тесно дружит с представителями азербайджанской интеллектуальной элиты. Но все-таки это были отдельные маргинальные выступления.
За последние двадцать лет в Грузии выросло новое поколение людей. Им не свойственны шовинистические стереотипы и штампы, которые могли появиться только в советское время. И бытовой национализм - это, наверное, еще одна грань конфликта поколений в Грузии.
"Грузия - для грузин". С этого лозунга Звиада Гамсахурдиа началась история независимой Грузии. В те годы шовинизм питался в основном ненавистью к русским, абхазам и осетинам. Проблемы, созданные в те годы, никуда не делись. Но сегодня однозначно просматривается новый вектор ненависти, направленный на армян (впрочем, проблемы были и тогда), но главное - на турков.