Но постепенно конфликтные ситуации на осетино-грузинской границе сходят на нет. Об этом две недели назад заявил начальник пограничного управления ФСБ России в Южной Осетии Александр Мурзин.
«Обстановка на границе в целом стабильная. Статистика показывает, что из регионов России и, что показательно, из Грузии возвращаются местные жители, которые покинули свои дома в августе 2008 года. Они чувствуют уверенность в будущем. Республика возвращается к мирной жизни», - подчеркнул он.
Грузино-южноосетинская граница протянулась на 400 километров. В настоящее время ее охраняют и осетинские, и российские пограничники. Всего в республике должны быть построены двадцать пограничных военных городков, в том числе здание Погрануправления в Цхинвале, четыре погранотдела в каждом районе республики и 15 погранотделений в югоосетинских населенных пунктах.
С грузинской стороны границу патрулируют наблюдатели от Евросоюза, которые, как обещал спецпредставитель генсека НАТО Роберт Симмонс во время визита в Тбилиси, должны «максимально исключить провокации».
В общем, европейцы, как это не парадоксально в свете выводов Хайди Тальявини, обещают защиту атаковавшей Цхинвал Грузии.
Ну а Россия предпочитает помогать пострадавшей стороне конфликта, дабы не допустить повторения трагедии августа 2008 года. И именно поэтому Южная Осетия считает гарантом своей безопасности не напрашивающийся «в братья» Тбилиси, а Москву.
Об этом в интервью порталу «Геополитика» заявил глава партии «Справедливая Осетия», координатор Движения по защите прав народов Коста Кочиев.
«Роль Российской Федерации для нас судьбоносна», - подчеркивает политик и правозащитник.
«Начнем с того, что в 1774 году Осетия, единое национально-территориальное образование, не входящее в состав какого-либо иного государства или национальной территории другого народа, добровольно вошла в состав Российской Империи. Осетинский народ сделал свой цивилизационный выбор. Подчеркиваю, - цивилизационный. Он честно служил этому выбору и служит по сей день», - говорит он.
Грузинские историки, правда, считают необоснованными подобные утверждения о присоединении Осетии к России раньше Георгиевского трактата. Они напоминают, что такого и государства тогда не было. Но осетины и имеют в виду, что в состав империи не государство вошло, а народ, несколько осетинских княжеств.
Возвращаться в Грузию сейчас они не могут даже из моральных соображений, ибо это будет предательством по отношению к погибшим в августе прошлого года.
«На данный момент, пока во главе Грузии стоит Михаил Саакашвили, ни о каких дружеских переговорах говорить невозможно. Вы поймите, этот человек отдал приказ на отстрел мирного населения республики, на отстрел женщин, детей и стариков. Причем по сей день об этом не сожалеет», - поясняет Кочиев.
Возобновление отношений с Тбилиси возможно, по его словам, только «если международный суд признает целенаправленную политику геноцида Грузии в отношении осетин и Саакашвили покается».
Пока же власти Грузии каяться в содеянном не собираются. Лишь только день за днем бросают обвинения России в «ведении агрессивной политики» и бьют челом Европе и США: спасите, защитите!
Но в Южной Осетии уверены в обратном: если от кого-то и имеет смысл защищаться, так это от Грузии.