Ингуши устали от террористов и хотят помогать полиции. Об этом вчера в Ингушетии заявил замминистра МВД России Александр Горовой. Откуда у замминистра такая уверенность, если он провел в республике один лишь день, разъезжая по постам полиции? У самих жителей региона такого доверия к правоохранительным органам нет, как нет и веры в показательные раскаяния лесных по призыву главы республики Юнус-Бека Евкурова.
Достижения нынешнего ингушского руководства по диалогу с родственниками и пособниками боевиков широко разрекламированы в СМИ. Спасибо его помощникам по связям с общественностью и чеченскому лидеру Рамзану Кадырову, критика со стороны которого придает Юнус-Беку Евкурову особую либерально-демократическую ценность. Теперь вот к ним пристроился еще и первый замминистра МВД России Александр Горовой.
Вчера на коллегии МВД республики московский гость похвалил ингушские власти за работу Комиссии по оказанию содействия в адаптации боевиков. "Условия, созданные в республике, позволяют вернуться к мирной жизни тем, кто отступился, решил отказаться от противоправных действий», - удостоверился за день пребывания в регионе Горовой.
Помимо этого, замминистра отметил, что поддержка боевиков со стороны ингушского населения иссякает. «Люди устали от вылазок бандитов. Они готовы помогать сотрудникам правоохранительных органов, которые должны больше работать на опережение», - цитируют Горового официальные ингушские сайты. При этом он не забыл добавить, что "несмотря на высокие показатели в обеспечении безопасности на Северном Кавказе, бандподполье обладает пока достаточным потенциалом для совершения преступлений террористической направленности, поэтому необходимо усилить боевую составляющую оперативных групп".
В Ингушетии откровения гостя вызвали скептическую реакцию. "Люди уже как триста лет устали от этих северных варваров, которые не уважают никакие моральные ценности, - написал один из участников местного интернет-форума. - Люди устали от насилия и присущей даже не всем животным, а только свиньям жестокости. Люди устали от насаждения им разврата и растления их женщин и детей. Вот от чего они устали. А те, кто устал оставаться человеком и хочет захрюкать в унисон со свиньями, тот и сам свинья". "Устали от беспредела со всех сторон", - добавил следующий комментатор.
По словам Сараджина Султыгова, представителя организации "Мехк-Кхел", "абсолютно ничего нового" от Горового он не услышал. "Если бы здесь было столько боевиков. А то они убивают человека и говорят - это лидер бандформирования. Этих лидеров убито столько, сколько не было бандитов ни в одной республике, - отметил он в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа". - Неправдоподобно. Мы не верим, что у нас есть столько бандформирований. Мы не знаем людей, которые сдаются властям. В последнее время нам показали по телевизору несколько человек, которые якобы сдались. Ходят слухи среди населения, что даже тех, кто сдались, через год убивают. Ни у кого нет цели, чтобы они сдавались и была мирная жизнь".
Перелом в сознании ингушей Горовому, пожалуй, привиделся. "Людей целенаправленно выталкивают за правовое поле России, в каждодневном режиме, - объяснил живучесть подполья наш собеседник. - Если чиновник нарушает закон, это поощряется. Соседи-то видят и новые машины, и двухэтажные дома. На зарплату это не строится. Отсюда и зависть, и воровство начинается. Людям не создаются рабочие места, им нечем заняться. Человек закончил школу. У кого деньги есть, те поступили в вузы. А куда остальным деваться? Власть не может им предложить работу. Все, что строится - это социальный блок, спортзалы, больницы. А рабочие места не создаются".
Действительно, в официальной статистике по ингушским бандитам дебет с кредитом не сходятся. Два года назад Юнус-Бек Евкуров заявлял, что террористов почти не осталось. А в конце минувшего года сказал, что в лесах скрываются еще около 30 боевиков. И это при том, что 50 человек, причастных к бандформированиям, добровольно сдались за последние полтора года. Да и убиты были не один десяток террористов. Так что с Султыговым трудно не согласиться - боевики в Ингушетии неиссякаемы, по крайней мере при нынешней власти.
Единомышленник Султыгова Магомед Хазбиев неоднократно повторял во всевозможных интервью, что террористов порождает насилие со стороны правоохранительных структур. По его словам, даже при предыдущем ингушском президенте Зязикове не было такого, чтобы спецназовцы расправлялись с родственниками бандитов. У людей, переживших унижение в полиции, нет другого пути, кроме мести, полагает Хазбиев. А работа Комиссии по адаптации, на взгляд членов Мехк-Кхел, не более, чем пиар-акция.
Справедливости ради надо сказать, что, будучи даже пиар-акцией, кампания по возвращению ингушей из леса приносит ощутимую пользу. Еще три года назад Евкуров подозревал чуть ли не половину населения республики в пособничестве боевикам. Он публично заявлял, что суды, выпускающие террористов с малыми сроками, играют тем на руку. Говорил, что пособники террористов пробираются даже во властные структуры. Теперь Евкуров обещает минимальное наказание тем, кто сдается добровольно.
Анастасии Алексеевой, исламской вдове боевика Тимура Хаяури, светило стать шахидкой. Но ее мать помогла ей связаться по телефону доверия, открытому Евкуровым, и молодая женщина с грудным ребенком, родившимся в блиндаже, смогла вернуться домой. Заурбек Ферзаули оказался водителем машины, из которой тот самый Хаяури отстреливался от сотрудников правоохранительных органов. После той стычки подался в бега, и лишь Комиссия по адаптации помогла сдаться без последствий. Правда, теперь он уехал из Ингушетии, опасаясь мести боевиков.
Естественно, матерых террористов вернуть к мирной жизни невозможно, с ними Евкуров призывает "вести совсем другой разговор". Но люди, из страха или по нелепой случайности оказавшиеся пособниками боевиков, все же получают шанс начать все с чистого листа. Наверное, их и имел в виду Горовой.