Жилье для репатриантов принято строить не в самом Сухуме, а в пригородах. Мы направились в пригородное село Мачара, где будут выстроены девять коттеджей, в которых планируют разместить часть переселенцев из Сирии.
Читайте также: Беженцы, которым некуда бежать
Мачара - центр Гульрипшского района Абхазии. От Сухума на машине ехать 5-10 минут. Транспорт ходит хорошо, есть магазины. То есть это не деревня в полном смысле слова. Но отыскать строительную площадку оказалось непросто. С одной стороны поселка - прибрежная полоса, с другой - большое, некогда колхозное поле, после войны разделенное между сельчанами под огороды. В госкомитете по репатриации нам сказали, что один дом уже построен, строится второй. Но на месте мы убедились, что пока есть только два фундамента. Работы еще много: нам пришлось перебираться через грязь и заболоченную местность. Но деятельность кипит. Работает техника, прораб показывает нам макет будущего двухэтажного коттеджа, больше похожего на красивый миниотель. На этом пустом месте в течение всего четырех месяцев должны появиться два жилых здания. Мы не верим, но надеемся, что планы сбудутся.
В каком-то смысле репатриантам из Сирии повезло. Они получат благоустроенные квартиры - заходи и живи. В домах будет все готово, вплоть до мебели. Раньше такого не было. До этого было восстановлено несколько многоэтажных домов, но люди получали квартиры без внутренней отделки. Для многих это непосильные расходы. Предполагается, что квартиры, которые будут построены в Мачаре, репатрианты получат бесплатно. Хотя нам известно, что обговаривались разные варианты. Например, выдача квартиры в ипотеку. Но этот вариант, по понятным причинам, не нашел понимания в среде самих репатриантов.
Если все планы сбудутся, то сирийские репатрианты станут самыми счастливыми в Абхазии людьми. У них будет свой дом, и очень неплохой, работа. Может быть, они даже выучат абхазский язык. Но примут ли их в свое сообщество местные жители? Ведь многие в Мачаре не могут позволить себе евроремонт и живут исключительно за счет натурального хозяйства.
Об отношении к репатриантам нам рассказал Араик Арзуманян, житель самой длинной местной улицы. Большая часть местных семей - армянские. Когда-то многие боялись, что они не найдут общий язык с выходцами из Турции. Но эти тревоги были напрасны.
- Я живу здесь всю жизнь, с рождения. Я приветствую, что здесь будут жить люди из Сирии. Вы, правда, первый, кто мне об этом рассказал. Я думал, гостиницу строят. Почему я должен им завидовать? Они от войны убежали, и пусть лучше им покажут, что в Абхазии хорошая жизнь. У меня руки-ноги есть, я заработаю. Завидовать, да, многие будут. У нас такие люди.
- Были слухи, что эти дома строят на земле, которую обрабатывают местные жители.
- Это неправда. Наши поля там рядом, но не на этом месте. Наоборот, там разруха до сих пор была. Наши интересы ни в чем не пострадали. И если будет нужна наша помощь, мы всегда будем рядом.