Полпред считает "русскоговорящих" более мобильными и в массе своей более образованными, а потому возвращать их надо "через создание конкурентных, нормальных рабочих мест". "При этом мы имеем страшный дефицит преподавателей, врачей хорошей квалификации, инженеров, технологов, которые соответствуют русскоязычному населению", - отметил Хлопонин, сам себе противореча. Ведь если не хватает специалистов, значит, рабочие места есть. А русские все равно уезжают и не возвращаются. Их намеренно вытесняют, и тот же Хлопонин это признал.
В Кизлярском районе Дагестана казаки живут веками, но в последние два десятилетия многие стараются уехать. Почему? Причин много, и разгул экстремизма - далеко не главная, как выяснила корреспондент GTimes у атамана Кизлярского окружного казачьего общества Николая Спирина. "А что в, Москве не взрывают? - спросил в ответ на замечание, что жить в современном Дагестане страшновато. - Мы ведь живем здесь, у нас менталитет свой, выработанный предками. Кто выехал, многие сожалеют об этом, но чтобы вернуть их, надо сначала создать хорошие условия для тех, кто остался".
Русские в республиках, уверен атаман, были и остаются залогом добрососедских межнациональных отношений на Северном Кавказе, но только их должно быть не менее 50 процентов населения. Федеральные программы по возвращению и закреплению обязательно должны быть согласованы с местными русскими общинами, с казаками, считает Спирин. Иначе это будут бесполезные проекты, бюджеты которых просто распилят чиновники на местах.
Одной из программ, по словам кизлярского атамана, мог бы стать давний проект о возвращении на место проживания в приграничной зоне. По нему репатриантам полагались выплаты на покупку жилья и обзаведение хозяйством. "Многие отсюда поуезжали и задешевку или продали, или вообще не продали дома. Жить здесь было невозможно. Начались националистические движения, которые послужили оттоку русского населения", - напомнил Спирин.
В результате националистической политики русские были выдавлены с руководящих постов в администрациях и на предприятиях. Это в итоге привело к безработице и разрухе. Так что теперь нужен поворот и в кадровой политике.
Остановило бы отток русских и возвращение казачьих земель, если бы был принят закон о реабилитации казачества. "Чтобы мы могли заниматься животноводством, земледелием, восстановлением виноградников, которым славились эти края. Тогда можно было бы укрепиться тем, кто здесь остался. А потом на базе этого возвращать народ сюда, - рассуждает Спирин. На вопрос, а готовы ли современные казаки пахать землю, приглашает: - Приезжайте, послушайте, о чем мы на своих сходах говорим".
Земля, жилье, достойно оплачиваемая работа и безопасность - это лишь самое необходимое для закрепления русских, а заодно и для подавления экстремизма среди кавказских народов. Но также нужны сельские клубы - очаги культуры, которых почти нигде не осталось. Нужны детские сады и школы с приличным образованием. Нужны хорошие дороги и нормальный общественный транспорт. Впрочем, пока в России блага цивилизации в полном комплекте есть разве что в столице, а потому можно говорить об "оттоке русского населения" отовсюду в Московскую область. Просто отъезд русских именно из Северо-Кавказского округа стратегически опасен для России.