Однако в казачьей "оппозиции", если можно так назвать нереестровое казачество, к хлопонинской инициативе отнеслись скептически. Атаман Юрий Чуреков, возглавивший недавно созданную новую Кавказскую казачью линию (по примеру существовавшей в дореволюционные годы), считает, что такими подарками власть покупает у Терского войска политическую лояльность. А что касается земельной нужды, то казакам в 90-е годы, по словам Чурекова, руководство районов и муниципальных образований уже выделяло участки. Да только реестровые атаманы почти везде подмяли их под себя и оформили в личную собственность.
С разоблачения одной из таких некрасивых историй в станице Курской Ставропольского края Кавказская казачья линия в ближайшие выходные намеревается начать антикоррупционную кампанию в казачьих рядах. "В результате всевозможных махинаций земля казачьего общества в Курском районе оказалась в частной собственности. Вот сейчас казаки хотят ее вернуть. Подняли этот вопрос, писали Рашиду Нургалиеву, приезжал туда министр внутренних дел края, возбужден ряд уголовных дел, так как этот район вышел на первое место по коррупции. Но такая ситуация во всех 36 районах края", - заявил GTimes Юрий Чуреков. В некоторых районах казаки "прихватизировали" не только сельхозземли. В Невинномысске, например, атаман стал владельцем двух рынков.
Доказать незаконность присвоения общественных казачьих земель, по мнению Чурекова, будет нетрудно, так как все документы о передаче наделов обществам сохранились.
Своей задачей Кавказская казачья линия ставит объединение реестровых и общественных казаков, но только после антикоррупционной чистки. Прежде всего, считает Юрий Чуреков, войсковое казачество должно сменить атаманов, которые засиделись на своих должностях по 20 лет. "Наши предки не дураки были, когда меняли атаманов каждые два-три года", - отмечает собеседник GTimes. Он также считает, что нужно отменить практику назначения атаманов войска президентом. И только тогда, объединив в линию все казачество Юга России, казаки станут, по словам Юрия Сергеевича, "реальной силой, способной противостоять тем, кто хочет выжить русских с Кавказа".
Представитель Терского войска Алексей Лихачев обвинения нереестрового казачества считает "материалом для желтой прессы" и в ответ упрекает в земельных махинациях именно общественников. "Когда до 97 года все казачество в России было общественным, многие главы шли навстречу и выделяли какие-то территории. Вот атаманы общественных организаций многое присвоили себе - и рынки, и пруды, и поля. И когда с 97 года Терское войско вошло в реестр, нам пришлось практически заново начинать процесс и оформлять на наши общества земли, имущество. В реестре у нас, поверьте, все очень жестко отслеживается, и ни один атаман то, что выделяется на казачье общество, присвоить себе не в состоянии. Главы передают четко на общество, и все это четко юридически оформляется. Никакой атаман не может это лично себе присвоить", - заверил подъесаул. А по поводу намечающегося схода в станице Курской он отметил, что за пределами реестра осталось много конфликтных людей, которые "вместо того, чтобы заниматься, выходить дежурить на улицы и просто работать на благо казачества и России, пиарят себя скандалами".
Как бы то ни было, а войску, прежде чем получить новые "хлопонинские" наделы, действительно следовало бы разобраться с землей, которую не важно каким казакам дарили последние двадцать лет, чтобы уже никто не мог заподозрить их в жульничестве.