На днях один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев был признан виновным в совершении административного правонарушения по статье "неповиновение требованиям сотрудников полиции". Ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток. Несогласные считают, что таким образом власти пытаются запугать оппозицию, готовящуюся к массовой голодовке с требованием отставки Юнус-Бека Евкурова.
Поводом для ареста Хазбиева (надо отметить, что это не первый его арест) послужило событие, которое произошло 2 сентября на территории Ингушской республиканской клинической больницы города Назрань. В тот день во дворе медучреждения произошел конфликт родственников Берда Хазбиева (брата Магомеда Хазбиева, раненного полицейскими 31 августа 2012 года), приехавших его проведать, с сотрудниками правоохранительных органов.
Первая версия событий, официальная. 2 сентября на территории Республиканской Ингушской клинической больницы города Назрань группа граждан воспрепятствовала сотрудникам полиции, проводившим оперативно-розыскные мероприятия по задержанию лиц, причастных к деятельности незаконных вооруженных формирований. Игнорируя законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, указанные лица вели себя агрессивно и по сути сорвали запланированные мероприятия. Два непосредственных организатора противоправных действий, личности которых были установлены - житель города Назрань Хазбиев Магомед Хамзатович и житель с. Сурхахи Назрановского района - скрылись с места происшествия.
Вторя версия, озвученная сестрой Хазбиева. Братья Хазбиевы дежурили в тот день в больнице. Когда они захотели уехать, то не смогли этого сделать, так как выезд загородил белый автомобиль Lada Priora без номеров. Братья начали разговаривать с водителем, но тот отказался отъехать, и один из родственников Хазбиева вызвал полицию. Потом, откуда ни возьмись, появились люди в камуфляже. Магомеда Хазбиева в тот день в больнице не было.
По словам Хазбиева, 18 октября состоялась его очная ставка с сотрудником Центра по противодействию экстремизму ГОВД Назрани, который составлял протокол. "Я там был чуть ли не организатором беспорядков во дворе больницы 1 сентября, раскачивал машины. На очной ставке человек, писавший протокол, заявил, что первый раз меня видит. Но это заявление суд не принял к сведению", - заявил Магомед Хазбиев.
В этой истории есть один непонятный момент. Если Хазбиев действительно участвовал в драке с полицией, то почему он не был сразу объявлен в розыск и задержан? Практически вся Ингушетия знала, что он спокойно покинул республику и жил в Москве, где участвовал в организации пикетов оппозиционного движения "Мехк-Кхел" у зданий Госдумы, Совета Федерации и Администрации президента России.
При этом второй обвиняемый в побеге с места происшествия, Илез Нальгиев, без особых проблем был впоследствии задержан и осужден судом на 15 суток административного ареста. А сам Хазбиев был вызван на допрос в МВД лишь 18 октября по телефону, после чего арестован, то есть почти через полтора месяца после "побега с места происшествия".
Несогласные склонны видеть в этом аресте попытку властей запугать оппозицию, которая сейчас занята подготовкой к массовой голодовке с требованием отставки Юнус-Бека Евкурова с поста главы республики. "Арест Хазбиева носит скорее устрашающий характер", - прокомментировал это событие лидер оппозиционного движения "Мехк-Кхел" Идрис Абадиев.
Магомед Хазбиев является чемпионом республики по количеству скандалов вокруг своего имени. Здесь и нападение на бывшего пресс-секретаря Евкурова Калоя Ахильгова, закончившееся для братьев Хазбиева уголовными делами. Много шума наделал его арест по обвинению в организации несанкционированного митинга в Назрани и последующее избиение сотрудниками полиции полгода назад. А также бесконечная критика руководства республики, правда, основанная больше на его личной неприязни и эмоциях, чем на фактах и серьезных доказательствах.
Однако амплуа вечного борца с режимом не помещало ему встать на сторону бывших полицейских Гулиева и Нальгиева, обвиняемых в пытках и издевательствах над Зелимханом Читиговым. Он даже поехал с ними к родственникам матери Читигова и требовал забрать из полиции заявление Зелимхана, искалеченного садистами в погонах.
В республике, где каждую неделю пропадают и погибают люди, арест на 15 суток выглядит как поездка в санаторий. Но проблема в том, что, как и в случае с убийствами и похищениями, история Хазбиева вызывает много вопросов с точки зрения соблюдения законности, да и наличия совести у наших судей и полицейских.
Шамиль Оздоев