Чем Грузия манила Владимира Высоцкого? Щедростью друзей, изобилием застолий, возможностью устраивать сольные концерты? Пожалуй, всем этим вместе взятым. Грузинская публика платила за любовь барда той же монетой. Залы, в которых выступал "Гамлет" с Таганки, почти всегда были полны. И сейчас, спустя тридцать лет после его смерти, в Грузии не забывают имя Владимира Высоцкого. Накануне 73-й годовщины со дня его рождения GeorgiaTimes побеседовала о нем с Викторией Поповой, руководителем культурно-просветительского центра имени Жиули Шартава в Тбилиси.
У Владимира Высоцкого в Грузии было много друзей и просто знакомых, которые до сих пор гордятся тем, что лично общались с бардом и поэтом. Это и режиссер Гоги Кавтарадзе, и скульптор Гоги Очиаури, актеры Кахи Кавсадзе и Буба Кикабидзе, парламентарий Елена Тевдорадзе и даже сам президент Михаил Саакашвили. Как-то раз грузинский лидер рассказывал, что в семилетнем возрасте всю ночь слушал, как поет русский гость в доме его дяди. Будущего президента отправили спать, но он не смог сомкнуть глаз. Высоцковеды, правда, больше нигде не нашли подтверждений тому, что бард навещал город Боржом, где жил дядя Саакашвили. Но то, что Высоцкий не менее десяти раз навещал Грузинскую ССР, - доказанный факт.
Впервые он попал на берега Куры в 1966 году вместе с труппой "Таганки" - театра, созданного Юрием Любимовым. По мнению писателя и искусствоведа Федора Раззакова, Грузия в период правления Эдуарда Шеварднадзе (в 66 году он был еще министром внутренних дел, а в 72-м стал первым секретарем республиканского ЦК компартии), сама была этакой политической "Таганкой". "Либералы из Центра всячески поддерживали Грузию практически во всех ее реформах: начиная от экономики и политики (первая шла по пути все большей капитализации, вторая - по пути обособления от Центра, что выражалось в том числе и в крайней русофобии, когда число русских в республике стало сокращаться: например, в грузинском партаппарате их практически вообще не было - выжили) и заканчивая культурой", - отмечает Раззаков в монографии "Владимир Высоцкий козырь в тайной игре".
Если какая-то "русофобия", подмеченная биографом, в те времена и была, то на московский театр и его актеров она не распространялась. Гастроли "Таганки" прошли очень успешно, центральные грузинские газеты поместили положительные рецензии, одна из которых посвящалась персонально Высоцкому, отмечает другой исследователь жизни и творчества барда Марк Цыбульский. "Душевная зоркость, удивительная в начинающем актере, виделась в комедийных героях Высоцкого , ярко выраженное отношение умного человека к каждому из них", - цитирует он одну из статей.
Первые впечатления барда о Грузии были, наверное, немного обидны: "Как тут обсчитывают! Точность обсчета невообразимая. Попросишь пересчитать три раза - все равно на счетах до копеечки та же неимоверная сумма... Вымогать деньги здесь, вероятно, учат в высших учебных заведениях...", - рассказывал он другу. Через много лет он напишет песню "Про речку Вачу и попутчицу Валю", лирический герой которой, выезжая на Юг из Сибири, прокутил в поезде все заработанные рубли, и вместо мечты "Выпью - там такая чача" пришлось возвращаться на голодный желудок. От безденежного пассажира проводники "воротят рыло", "мимо носа носят чачу, мимо рота - алычу".
Но Высоцкого в Грузии на самом деле щедро привечали, даже когда он был без денег. Скульптор Зураб Церетели неоднократно вспоминал, как предложил отмечать свадьбу с Мариной Влади у своей родни, вместо того, чтобы кисло бренчать на гитаре в однокомнатной московской квартирке французской актрисы-коммунистки. Празднество в Тбилиси вышло на славу, не считая одного момента: накрытый стол неожиданно упал, когда его как-то неосторожно задела Влади. "На Кавказе есть примета: если на свадьбе потолок или стол начинают сыпаться, значит, у молодых жизнь не заладится. Я это понял, и все грузины поняли, но мы постарались виду не показать, продолжали гулять, будто ничего не случилось", - рассказывал Церетели уже после преждевременной смерти барда. Именно он организовывал многие сольные концерты Высоцкого в Грузии, даже когда тот был под негласным запретом в России.
Владимир Семенович приезжал в республику и просто отдохнуть, и навестить друзей, и на съемки, например, когда играл в кинофильме Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек". Сцену дуэли снимали в