- Эту древнюю арабскую надпись мы сейчас исследуем, так что пока не могу сказать, что означают эти слова. Но, Вы знаете, это очень интересно, мы сейчас ищем центральные городские ворота. Они должны быть приблизительно в этой части. Там наверняка есть более значимые надписи. В ранний арабский период часть Грузии, а точнее, восток страны входил в состав арабского халифата. Так что в принципе неудивительно, что найдена надпись на арабском языке. Очень показательно, что Тбилиси всегда был и остается многонациональным городом, и в тот период наряду с арабами здесь жили представители разных народов. Интересен и сам камень, на котором высечена эта надпись.
- Здесь найдены какие-нибудь древние предметы?
- Да, были найдены фрагменты керамической посуды, глазурной, XII века.
- А что вы еще ожидаете найти?
- Мы еще сами не знаем, чего ожидать. Но с каждой новой находкой и проблемы увеличиваются, потому что все это нужно изучать, сопоставлять, защищать. И еще проблема - как все это правильно преподнести. Будут приезжать гости, туристы, специалисты, очень много интересующихся, и надо подумать, в каком виде все это представить. А пока люди приходят, смотрят и радуются тому, как старое и красивое снова выходит на свет из под земли. Тбилисцы оказываются с глазу на глаз со своим прошлым. Это очень сильный и трогательный момент. В Грузии говорят так: у того, кто не уважает и не бережет свое прошлое, нет будущего. Кавказский народ умеет любить свои корни.
- А известно ли, когда и при каких обстоятельствах была разрушена эта стена?
- В 1795 году было нашествие Агамахматхана, и часть стены пострадала во время большой битвы с его войсками. Но в основном крепостная часть Тбилиси была разрушена уже после 1801 года.
-Как вы видите это место в перспективе?
- Найти-то мы нашли, выкопали, теперь осталось все это, как бы это сказать, "хорошо сварить", представить. У городской власти много всяких предложений насчет того, что со всем этим делать. Я надеюсь, что они справятся. Ведь с каждой новой находкой становится все сложнее и сложнее во всем этом ориентироваться. Плюс финансовые трудности: именно из-за них это не трогалось в течение очень долгого периода. Сейчас Грузия становится на ноги, появилась возможность для таких проектов. Не исключено, что здесь будет нечто вроде музея под открытым небом, - рассказал Мераб Дзнеладзе.
На месте раскопок находились и представители городских властей, в частности первый заместитель мэра Тбилиси Давид Нинидзе. Мы попытались взять у него комментарии, но он отказал нам, сославшись на занятость. Понятно, что пока представители городской власти не готовы давать официальных интервью.
Тбилисцы, которые не могут оставаться равнодушными к данной находке - постепенно появляющейся из под земли части их истории, испытывают смешанные чувства. На наши вопросы относительно эмоций многие пожимали плечами. А один человек, возможно, выразил точно то, что чувствует сегодня почти каждый тбилисец: все это очень хорошо, главное теперь, чтобы довели до конца начатое благое дело.