Можно ли представить, что сомалийские пираты обратятся в международный суд в Гааге с жалобой на ущемление своих прав, после того как государства, вознамерившиеся пресечь морской разбой, и навести порядок на международных морских коммуникациях, отправили в район морского пиратства свои боевые корабли. Для всех это невозможно представить. Но грузинские власти исключение из правил.
Как известно, в течение нескольких лет грузинская береговая охрана безнаказанно пиратствовала в абхазской акватории Черного моря, прикрывая свои действия постановлениями грузинских властей о морской блокаде непризнанной республики.
После того как независимость Абхазии была признана Российской Федерацией, и между Москвой и Сухумом заключено соглашение о совместной охране сухопутных и морских границ этой кавказской республики, порядок в абхазских территориальных водах будет поддерживать дивизион российских сторожевых катеров, который станет дислоцироваться в Очамчире. Присутствие в Абхазии российских войск, как сухопутных, так и морских, основано на принятых в ноябре 2008 года федеральных законах о ратификации Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи РФ с Абхазией и Южной Осетией. Всего в Очамчире будут базироваться до 10 пограничных сторожевых катеров. В состав дивизиона поступят также пограничные катера типа «Соболь» и «Мангуст».
Первым приступил к охране водных границ Абхазии сторожевой корабль «Новороссийск». Кроме того, в Абхазии будет создано стопроцентное радиолокационное покрытие акватории моря по большим и средним целям.
В Грузии охрану водных границ новой республики расценили как нарушение международных норм и стали обсуждать ситуацию в парламенте. И в его недрах зародилась идея подать иск в Международный морской суд в Гамбурге. Такое решение было принято на совместном заседании парламентских комитетов, Объединенной транспортной администрации и представителей МИД Грузии.
Как это будет выглядеть на практике, предсказать трудно. Потому что ни Россия, ни Абхазия ни грузинских, ни, тем более, судов, идущих под иностранными флагами не арестовывало и не подвергало их конфискации, как это делает Грузия на основании решения некоего сухумского или гагрского суда в изгнании. Только с начала этого года Грузия задержала более 20 судов, шедших к берегам Абхазии. После того, как 31 августа к 24 годам тюрьмы был приговорен Мехмет Озтюрк - капитан турецкого судна Buket, которое под флагом Панамы везло в Абхазию 2 тысячи тонн бензина и 700 тонн дизельного топлива, абхазские власти решили перейти к активным действиям.
Президент Абхазии Сергей Багапш отдал приказ уничтожать грузинские корабли, которые нарушают ее морскую границу. Возможно, это заявление было сделано лишь для того, чтобы умерить пиратские амбиции грузинского сторожевого флота. Тогда же Багапш уточнил, что ВМФ Абхазии топить грузинских пиратов станет самостоятельно.
Грузия на очередную эскападу абхазского президента никак не отреагировала. Но стоило «Новороссийску» появиться вблизи берегов Абхазии, как представитель МИД Грузии Ираклий Гивиашвили заявил, что соответствующий иск будет подготовлен и подан в ближайшее время в Международный морской суд, расположенный в Гамбурге. Ранее МИД Грузии распространил заявление, в котором выражен протест в связи с нахождением «на абхазском участке грузинских территориальных вод военных кораблей Российской Федерации».
Парламент Грузии форсированно готовит специальное обращение к международному сообществу в связи с фактом ввода российского сторожевого катера в территориальные воды Абхазии. Пока грузинские депутаты второпях обкатывают текст обращения в европейскую инстанцию, вице-спикер парламента Грузии Паата Давитая волшебным образом обнаружил в акватории Сухума и Очамчиры российские подводные лодки. Каким образом это ему удалось, судить не станем. Известно, что у страха глаза велики, и в таком случае подводную лодку можно увидеть, как в старом анекдоте, не только «в степях Украины», но и «в предгорьях Кавказа», не говоря уже об абхазских территориальных водах.
Никто в Главкомате ВМФ РФ информацию о подводных лодках у берегов Абхазии комментировать не стал, ввиду ее абсолютной абсурдности. Однако, после того, как Россия сообщила о переброске на военно-морскую базу в Очамчиру катеров проектов «Соболь» и «Мангуст», а сторожевой корабль «Новороссийск» заступил на боевое дежурство по охране абхазских морских границ провокации грузинских военных мгновенно прекратились.
Пираты смелы только тогда, когда идут на абордаж гражданских судов. А в столкновении с российскими сторожевиками, можно и отправиться ко дну.