Отбывая второй тюремный срок, Иоселиани начал писать рассказы, которые оказались настолько профессиональными, что их напечатали. И, вероятно, настолько трогательными, что группа знаменитых культурных деятелей Грузии обратилась к властям с просьбой о его помиловании. После освобождения из заключения Джаба Иоселиани стал заполнять бреши в своем образовании. Вечерняя школа, институт, кандидатская и докторская диссертации. Учеба ему давалась легко, как и все остальное. Он стал преподавать в Институте театрального искусства и писать пьесы.
Вот что о нем говорит его крестный сын, Лаша Табукашвили, прозаик и драматург: "Он был незаурядным человеком. Мои родители Резо Табукашвили (режиссер, драматург, прозаик) и Медея Джапаридзе (известная актриса театра и кино), способствовали его освобождению из заключения. Они наставляли его на правильный путь, на путь Литератора, Драматурга. Его пьесы ставились в театре имени Марджанишвили, на сцене которого блистала Медея Джапаридзе. Он очень талантливо писал. Его романы "Три измерения", "Страна Лимония", "Режиссерский план" и пьесы " Гость", "Черный кот" - ценный вклад в грузинскую литературу. В 2009 году на сцене Театра Рустави была поставлена его пьеса "Царица Марьям", которая прошла с аншлагом. И кто, как не он, заслуживает быть захороненным в Пантеоне писателей и деятелей культуры? Сам Патриарх Грузии дал согласие на его захоронение в Пантеоне. Я помню, как Илия II навещал Джабу в больнице в последние дни его жизни".
О политической деятельности Джабы Иоселиани корреспондент GTimes говорила с Додо Гугешашвили, замкомандира "Мхедриони".
- Как вы думаете, справедливо ли то, что лидер военизированного формирования "Мхедриони" покоится в Пантеоне?
- Вот и вы называете "Мхедриони" военизированным формированием. А это была политическая партия, патриотическая организация, если хотите. И основатель ее - настоящий боец, честный, гордый и бесстрашный.
- Будете ли Вы выступать против его перезахоронения?
- Безусловно. Ведь он там покоится не как политик, а прежде всего - как литератор, как культурный деятель.
- А если говорить о нем как о политике, много ли нелицеприятного было в его карьере? Почему у Джабы Иоселиани такая плохая репутация среди населения Грузии? Виновато ли в этом его прошлое и буйный темперамент?
- Говоря его же словами, могу сказать, что легко осудить человека с оружием в руках. Заметьте, все, кто о нем резко отзываются, тот же самый Михаил Джапаридзе, лично с ним знакомы не были, с ним не воевали, в окопах не сидели. И, кстати, никакого буйного темперамента у него не было, он был спокойным и добрым человеком.
- Против чего воевал Джаба Иоселиани?
- Против несправедливости.
Можно считать Джабу Иоселиани кем угодно - уголовником, вором в законе, грабителем-рецидивистом, или же согласиться и принять его литературные заслуги, но одно остается неоспоримым - он занял свою нишу в новейшей истории Грузии.
Возвращаясь к комментариям в социальной сети Facebook, хочу привести один, который показался мне самым мудрым: "Наше дело - сделать правильные выводы, а не бороться с мертвыми".