В деле о возможной отставке главы Республики Дагестан Магомедсалама Магомедова поставлена точка. Причем уже третья. Сразу же после появления слухов глава пресс-службы президента Дагестана Зубайру Зубайруев заявил, что правительство работает в штатном режиме, а информация об отставке не соответствует действительности. Затем СМИ, включая самые авторитетные, сообщили, что вопрос об отставке решен, исполнять обязанности будет депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов. Эта версия обсуждалась параллельно с противоположной: 23 января, предположительно, после встречи Магомедова с президентом страны Владимиром Путиным, министр по информационной политике и массовым коммуникациям РД Нариман Гаджиев в своем блоге объявил о "победе" "команды Магомедсалама Магомедалиевича". В общем, получилось какое-то многоточие.
Как известно, все началось с твита депутата Госдумы Александра Хинштейна: "Похоже, в ближайшие дни один из руководителей регионов СКФО может досрочно уйти в отставку". Этот пост появился в соцсети 17 января в 3:32 (!) утра.
Уже на следующий день новость обросла конкретикой: в отставку уйдет Магомедсалам Магомедов, а его место временно займет Рамазан Абдулатипов. Журналист дагестанского издания "Черновик" Маирбек Агаев по этому поводу написал в Facebook: "Кстати, раз пять разговаривал с Рамазаном Абдулатиповым за последние полгода. Каждый раз думал, хоть бы он сам сказал: "Маирбек, мне пора, дела депутатские". Но нет, говорили очень долго. А сегодня утром он что-то не ответил на звонок))) К чему бы это?".
Надо отметить, что вброс информации об отставке произошел в четверг, в пятницу появились имена, а дальше - на самом интересном месте - случились выходные. В отсутствие новых сведений начались поиски причин возможной отставки. Версии высказывались разные. Опала Магомедова связывалась с конфликтом главы республики и миллиардера-сенатора Сулеймана Керимова, вследствие чего якобы был закрыт крупнейший в Дагестане банк "Экспресс". Предполагалось также, что недовольство Путина могли вызвать слова Магомедова о готовности Дагестана к прямым выборам (в то время как президент, высказываясь на ту же тему, имел в виду обратное). Кроме того, строились догадки о недовольстве главы государства работой руководителя региона, так сказать, в целом.
Появились и первые обобщающие выводы. В частности, дагестанский экономист и политолог Аркадий Ганиев 20 января записал в Livejournal: "Я не буду сейчас анализировать, что у Магомедсалама Магомедова получилось и что не получилось. Какие были промахи и какие достижения. Спросите, почему? А потому что этого не требует действующая политическая система. Система не спрашивает об этом, систему интересует одно: устраивает действующий президент влиятельных олигархов и лично Путина или не устраивает. И всё!"
В тот же день своим видением ситуации поделился на страницах ЖЖ Расул Кадиев, юрист и известный в Дагестане блогер: "речь, скорее всего, идет не о конкретной атаке на клан Магомедовых, а об ослаблении всех дагестанских политических элит, набравших за последнее время много ресурсов и способных противостоять Центру в реализации поставленных задач. В подтверждение вывода можно привести один факт. В администрации Президента РФ начальником департамента по межнациональным отношениям, входящим в Управление внутренней политики стал генерал-майор ФСБ Михаил Белоусов, известный также узкому кругу как социолог, написавший ряд работ об элитах Северного КавказаЛучшая война и профилактика против слухов - открытость".
С началом рабочей недели отсутствие конкретики в вопросе о статусе главы Дагестана стало вызывать напряжение в обществе. Журналист из Дагестана Муса Мусаев в понедельник, 21 января, добавил в Facebook две записи: "С властью что-то происходит. Вопрос смены решен, но не окончательно. В публичной политике, депутатском корпусе - гробовое молчание", и чуть позже: "Депутаты, которые до этого поддерживали позицию Магомедсалама, сейчас не могут сказать то же, что сказал глава Дагестана (речь идет о заверении властей, что работа всех структур ведется в штатном режиме - прим. ред.). Эта основная причина неуверенности и неопределенности".
Кульминация наступила в среду, 23 января. Сначала аналитический портал "Спектр" распространил новость о том, что Магомедов добивался личной встречи с Путиным: дескать, его не приняли, и глава РД вынужден был оставить заявление об уходе в канцелярии. Затем появились сообщения о созыве чрезвычайной сессии Народного собрания Дагестана для принятия обращения к Путину с требованием прояснить ситуацию. Однако Магомедов попросил не накалять обстановку и никаких резолюций не принимать. Ближе к полуночи пришло известие о все-таки состоявшемся диалоге главы республики с президентом страны, и СМИ дружно процитировали твит министра по информационной политике и массовым коммуникациям РД Наримана Гаджиева: "Что и требовалось доказать. Победа!!!".
Казалось бы, все - вопрос закрыт. Однако ни Кремль, ни Махачкала до сих пор не сделали официальных заявлений. Либо там делают вид, что ничего произошло, либо задумались, как бы объяснить ситуацию. Между тем в Сети началось обсуждение цитаты Рамазана Абдулатипова из интервью радио Business FM. Отвечая на один из вопросов, Абдулатипов сказал, что не отказался бы от предложения возглавить республику, пояснив, что кроме него "более или менее стабилизировать обстановку вряд ли кому удастся на данном этапе". Абдулатипов даже обозначил главные задачи, которые он решал бы на посту руководителя республики: "Два вопроса - безопасность и безработица".
По странному совпадению, эта новость появилась в четверг, то есть ровно через неделю после твита Хинштейна. Если в этом есть умысел, то в пятницу должна была появиться более конкретная пища для размышлений, чтобы в выходные блогосфере было что анализировать и о чем дискутировать. Однако, судя по всему, тема отставки Магомедова уже порядком всем надоела. Слова Абдулатипова не прошли незамеченными, но и резонанса не вызвали. Продолжение сериала "Черный четверг Дагестана" не удалось.