В канун годовщины признания Россией Абхазии и Южной Осетии политики из Москвы, Сухума и Цхинвала дают свои оценки этому событию. По их мнению, решение России оказалось в сложившейся ситуации единственно верным. Молодые республики развиваются, а на Южном Кавказе воцарился хоть и хрупкий, но мир. И сейчас появляется надежда на то, что со временем Тбилиси откажется от агрессивной риторики в адрес своих ближайших соседей и начнет выстраивать с ними диалог.
26 августа 2008 года - день для Абхазии и Южной Осетии, безусловно, судьбоносный. Прошедший год показал, что, несмотря на досужие разговоры о «сферах влияния» на Кавказе, главной заслугой России стала нормализация обстановки в регионе и предотвращение дальнейшего кровопролития. А последовавшие за этим такие события, как признание независимости Абхазии и Южной Осетии, подписание Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, материальная поддержка в восстановлении республик - результат взвешенной политики по недопущению развития военного сценария.
На Смоленской площади в канун годовщины подчеркивают, что за прошедший год была проделана огромная работа по установлению полноценных межгосударственных отношений между Россией и двумя молодыми республиками. «На текущий момент с Цхинвалом и Сухумом подписано по 12 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений в различных областях, - говорится в официальном сообщении российского МИДа. - 36 соглашений с Южной Осетией и 43 двусторонних документа с Абхазией находятся на стадии согласования».
Сейчас речь идет о развитии и укреплении сотрудничества в военной сфере, оказании социально-экономического содействия, реконструкции экономической и транспортной инфраструктуры, торгово-экономическом взаимодействии, налаживании нормального социального обеспечения. «Мы продолжим оказывать социально-экономическую помощь братским народам Южной Осетии и Абхазии, развивать с ними полноценное межгосударственное сотрудничество, а также содействовать укреплению их позиций на международной арене», - отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Думается, что одним из главных критериев в оценке действий России в августе прошлого года можно считать мнение народов самих молодых республик. Их лидеры - Сергей Багапш, и Эдуард Кокойты - продолжают благодарить Москву и лично президента Дмитрия Медведева. «Это важнейший исторический момент, - цитирует президента Абхазии «Время Новостей». - Признание абхазской государственности - это то, к чему много лет стремился абхазский народ. Вне всякого сомнения, мы безгранично признательны России за то, что она для нас сделала и делает».
А, по мнению Эдуарда Кокойты, признание государственной независимости и суверенитета Южной Осетии не только «стало актом восстановления исторической справедливости» в отношении народа республики, но и создало гарантии безопасности от новых попыток вооруженной агрессии. «После многих лет борьбы за право на жизнь и свободу, после многих трагических испытаний, выпавших на долю Южной Осетии, наш народ может теперь жить свободно и безопасно на земле своих предков, может мирно трудиться и растить детей с уверенностью в завтрашнем дне, созидая процветание своей страны для ныне живущих и будущих поколений», - приводит слова Кокойты ИА «ОСинформ».
Примечательно, что и Запад сейчас начинает поворачиваться лицом к Сухуму и Цхинвалу, да и в целом отношение к республикам в мире меняется. Не так давно министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что последние контакты с западными партнерами действительно показывают: теперь по Грузии они занимают иную позицию. «Реальность существует и никуда не денется, - цитировал главу МИДа телеканал «Вести». - Все это давно поняли, но только сейчас начинают открыто признавать данную реальность. Это непростой процесс для тех, кто во время агрессии против Южной Осетии встал не на сторону правды, справедливости, интересов дела, в конце концов, а на сторону идеологии и блоковой политики».
Вместе с тем, по мнению Лаврова, президент Михаил Саакашвили - это не грузинский народ, и далеко не все в Грузии разделяют политику создания постоянной напряженности в отношениях с Россией. «Есть гражданское общество, по линии которого продолжаются контакты, отметил дипломат. - Особую роль мы отводим отношениям между русской и грузинской православными церквями. Это очень большой фактор, который подчеркивает духовное, культурное, гуманитарное единство наших народов. Уверен, что, в конце концов, именно этот фактор возобладает». Остается надеяться, что и политические контакты Тбилиси с Сухумом и Цхинвалом со временем наладятся на благо всех народов этого многострадального региона.