В Тбилиси приравняли свежую прессу... к шаурме. Специальные ларьки, где можно купить газету, уйдут в небытие. Их место займут новые: печатная продукция будет соседствовать с бутербродами.
Столичное правительство, кажется, слишком близко к сердцу приняло выражение о "пище духовной", роль которой в наше время в большой степени играют СМИ, и выдало на-гора новую идею. Теперь из Тбилиси исчезнут отдельные ларьки для свежей прессы. Отныне печатная продукция будет продаваться вместе с шаурмой и напитками, чтобы, так сказать, жаждущие могли насытить одновременно и мозги, и желудок. Впрочем, там же можно будет купить и другие товары первой необходимости: например, ботинки.
Старые киоски будут закрыты, и городские власти проведут аукцион на установку новых ларьков. Надо отметить, что будущие "точки продаж" заменят старые в прямом смысле этого слова: в лотах аукциона выставляются по большей части именно те места, где пока стоят палатки с прессой.
Решение тбилисских властей вызвало большой резонанс среди грузинских печатных СМИ, чье руководство вполне оправданно решило, что подобное опускание прессы на уровень бутербродов унижает их и даже угрожает свободе слова.
Редактор газеты "Алиа" Дмитрий Тикарадзе заявил, что власти страны желают подмять под себя область распространения прессы, и свободные СМИ обязаны изо всех сил сопротивляться этому. "Необходима консолидация свободных СМИ. Мы должны вместе бороться для того, чтобы распространение свободной прессы не было под угрозой", - отметил Тикарадзе. Что и говорить: ломать - не строить, закрывать - не открывать. Сейчас старые киоски будут прихлопнуты, а когда появятся новые, и как они будут совмещать торговлю шаурмой с продажей газет - Бог весть.
Грузинский парламент узаконил рэкет
Того же мнения придерживается и редактор газеты "Ахали таоба" Сосо Гогинашвили. "Если эта тенденция продолжится, то распространение прессы станет невозможным, и мы должны сделать все для того, чтобы свести опасность к нулю. То, что происходит, это нехорошо - ни для прессы, ни для общества, ни для властей", - волнуется Гогинашвили. Вот это он зря: интересы общества и прессы ни в коей мере не совпадают с интересами властей. Чем меньше грузины будут читать независимые газеты, тем легче будет промывать им мозги через зависимое телевидение.
Грузинские редактора практически единодушно полагают, что новшество - это очередная попытка властей взять под контроль распространение свободной прессы, чего им до сих пор сделать не удавалось. Редактор газеты "Версия" Майя Пурцеладзе считает, что против подобных поползновений представителям действительно независимых газет и журналов нужно выступить единым фронтом. "Представители свободных СМИ должны разработать план, согласно которому эта угроза будет остановлена", - полагает она.
Беспокоится и основатель известнейшего еженедельника "Квирис палитра", где периодически публикуются не самые выгодные для грузинских властей результаты опросов. Ираклий Тевдорашвили считает, что аукцион, объявленный мэрией Тбилиси, сильно осложнит распространение свободной прессы. "Я считаю, что эта проблема должна решиться на законодательном уровне, так как мы помним много атак на эту сферу. Что касается этого конкретного случая, то те распространители, от которых мэрия требует закрыть свои киоски, должны получить право на продолжение работы взамен фиксированной платы. Компания по распространению прессы не должна быть в равных условиях, например, с такими компаниями, которые занимаются бизнесом шаурмы", - заявил Тевдорашвили в интервью газете "Резонанси".
С ним солидарна председатель Ассоциации прессы Ия Мамаладзе, считающая, что государство не мытьем, так катанием пытается дожать печатные СМИ. "Появляется вопрос, почему власти решили это сделать?! Потому, что пресса контролируется ими в меньшей степени", - заявила Мамаладзе.
Мэрия Тбилиси устроила гоп-стоп
И только редактор газеты "24 часа" Паата Вешапидзе безмятежно спокоен и не видит проблем в том, что его детище будет лежать в теплой компании шаурмы, кока-колы и тапочек. "В этом я не вижу никакой угрозы. Чем больше будет газетных киосков, тем больше будет продаваться прессы. Эти будки ставятся не только для распространения прессы, но и для реализации любой продукции, начиная с шаурмы, заканчивая обувью. Поэтому я не могу вам сказать, что здесь есть какая-то опасность. Употребление шаурмы не мешает чтению прессы", - сказал Вешапидзе.
Что ж, эта позиция также имеет право на жизнь. Если редактор полагает, что газета значит для человека примерно столько же, сколько дешевый фастфуд и ширпотреб - это его полное право. В конце концов, кому-то будет даже удобно. Купил человек ботинки и тут же приобрел газетку - подложить вместо стелек. Или приобрел шаурму, а вместе с ней журнальчик - завернуть, чтобы не остыла. Исключительно грамотный и верный подход к свободной прессе.