По словам министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, которого цитирует Wall Street Journal, в ближайшее время Баку и Анкара подпишут межправительственное соглашение по Трансанатолийскому газопроводу, продолжением которого станет укороченная "версия" газопровода Nabucco (Nabucco-West) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. По некоторым источникам, первоначальная пропускная способность трубопровода Nabucco (31 млрд. кубометров) может быть сокращенна вдвое, а ёмкость TANAP позволит ему поставлять 10 млрд. кубометров азербайджанского газа в год на европейские рынки и ещё 6 млрд. кубометров на внутренние нужды Турции.
Возможные политические мотивы звучащих из Баку оптимистичных заявлений вполне прозрачны, но обращает на себя внимание отсутствие конкретных цифр, либо же их крайне приблизительный характер. Напомним, что с октября 2010 года Азербайджан засекретил данные о добыче газа иностранными подрядчиками. Информация о реальных запасах таких структур, как Умид и Апшерон, а также Бабек, Нахчыван, Зафар-Машал, является крайне противоречивой. Согласно оценкам неангажированных наблюдателей, запасы газа в стране (около 1,2 триллиона кубометров), к тому же подчас искусственно раздуваемые властями, далеко не столь значительны, как в других государствах Каспийского бассейна - Туркменистане, Иране и России.
Сейчас основной экспортный поток - около 5 из общего объема в 15 млрд. кубометров производимого в Азербайджане природного газа - направляется в Турцию. Однако даже удвоение объемов поставок (представим себе теоретически такую возможность) явно не поставит Азербайджан в один ряд с такими признанными экспортерами газа, как Туркмения (70 млрд. кубометров), Иран (46 млрд. кубометров) или Россия (350 млрд. кубометров). Так что звучащие иногда оценки перспектив добычи газа в Азербайджане (50 млрд. кубометров к 2025 году) представляются, мягко говоря, несколько преувеличенными. Трудно даже понять, на кого они рассчитаны.
Возникает предположение, что обязательство обеспечивать основное для Азербайджана на сегодня турецкое экспортное направление и сбои в поставках газа другим партнёрам (в данном случае - российским) связаны между собой как причина и следствие. И здесь особое беспокойство вызывает тот факт, что в обоих упомянутых случаях с перебоями в поставках у азербайджанских энергетиков не было возможности компенсировать прекращение поступления газа с Шах-Дениз за счёт других месторождений, что ставит под вопрос надёжность поставок азербайджанского газа на экспорт в целом.
Возможную политическую подоплёку как инцидента 7 марта, так и очередных манёвров вокруг проекта Nabucco, мы оставляем за рамками этой краткой реплики. Нельзя, однако, не отметить резко возросший интерес к Азербайджану и Центральной Азии со стороны США. Это может расконсервировать "замороженные конфликты" и, конечно, не ускользнёт от внимания Москвы и Тегерана. В частности, обращает на себя внимание беспрецедентная военно-техническая сделка между Тель-Авивом и Баку на сумму в 1,6 млрд. долларов. Крайне сомнительно, чтобы Израиль пошёл на столь крупную сделку по оружию во взрывоопасном регионе без согласия Вашингтона. Ну и, конечно, военное строительство в Азербайджане на фоне эскалации угроз Ирану со стороны Израиля и США более ритмичной работе газотранспортных коридоров здесь тоже не поможет.
Азербайджан, рекламирующий себя как чуть ли не основного в будущем поставщика газа в Европу (теперь уже посредством Трансанатолийского газопровода и его европейского продолжения в виде "укороченного" Nabucco), может и не оправдать надежд европейских потребителей. Надёжность поставок из Азербайджана оказалась под большим вопросом.
Автор: Андрей Арешев
По материалам Фонда стратегической культуры, www.fondsk.ru