Смерть чиновника из администрации Пригородного района Северной Осетии в ингушской Назрани выглядит более чем взрывоопасно. Идрис Таркоев вчера был застрелен в 11 часов утра рябом с банком. Он был ингушом и занимался урегулированием межнациональных вопросов с осетинами. Однако его роль не была настолько важной, чтобы его смерть вызвала обострение национальных отношений.
Идрис Таркоев был застрелен на улице Тутаевой у банка "Образование" в 11 часов утра. Двое неизвестных атаковали автомашину "Хендай", за рулем которой сидел осетинский чиновник 59 лет, из автоматов. Сделав свое черное дело, они скрылись на автомобиле "ВАЗ-2109" темного цвета.
Убийство было поразительным по дерзости. В это время на улице было немало людей, к погибшему сразу же подбежали. Но задержать убийц, несмотря на объявленный тут же план "перехват", вчера так и не удалось.
Ингушские СМИ сообщили, что погибший был заместителем администрации села Чермен в пригородном районе Северной Осетии и представлял интересы ингушской части населения. Однако в администрации села корреспонденту BigCaucasus сообщили, что на этой должности Таркоев работал в 90-е годы и начале 2000-ных. В последние годы он был советником главы администрации Пригородного района по межнациональным вопросам. То есть занимался урегулированием осетино-ингушских отношений во всем районе, а не только в одном селе.
Работал в этой сфере он весьма успешно, считают осетины. По словам председателя районного отделения общественного движения "Высший Совет осетин" ("Стыр ныхас") Ахсара Ходова, он координировал работу так называемых "контактных групп". "У меня есть контактные группы ингушей в селах Карское, Камбилеевское, Куртат и Чермен. И он принимал активное участие в выстраивании взаимных отношений, - рассказал Ходов корреспонденту BigCaucasus. - У ингушей тоже есть такой орган, как "Стыр-ныхас" - "Даймокх". Он нам оказывал практическую помощь. Мы проводили собрание с руководством Миннаца в Тарское, в Чермене, в Кабилеевском, и Идрис Таркоев с нами был как единое целое. Я сожалею, что он не сможет больше ничего сделать. У нас запланирован сход одного из горных сел, и он должен был помочь его провести".
С ингушской стороны работу Идриса Таркоева такой уж блестящей не считают. По мнению общественников, добивающихся возвращения ингушских беженцев в так называемые "закрытые села" Северной Осетии, он не играл большой роли в урегулировании осетино-ингушских отношений. На конференциях и прочих мероприятиях, организуемых в Ингушетии по вопросам принадлежности Пригородного района и переселению людей, Таркоева не встречали. Очевидно, он предпочитал сохранять хорошие отношения с ингушскими властями, чтобы ни его семья, ни его карьера не страдали.
Но благодаря конформистской позиции ему удавалось решать бытовые вопросы ингушей, уже вернувшихся в Северную Осетию. Его стараниями поселок "Новый", о котором ходили слухи как о концлагере за колючей проволокой, стал восприниматься беженцами как годная для проживания земля. По крайней мере, его новые домики были лучше, чем палатки у селения Майское. Идрис Таркоев постарался, чтобы в поселке сразу появился асфальт хотя бы на главной улице, чтобы провели свет и газ, чтобы был водопровод.
Многое в осетино-ингушских отношениях зависит от федерального центра, который в последнее время успокоился насчет ситуации в Пригородном районе настолько, что в 2012 году приостановил финансирование строительства школы в поселке Новый. Идрис Таркоев в интервью изданию "Северный Кавказ" об этом факте горько сожалел, ожидая, что хотя бы к сентябрю нынешнего, 2013 года школа будет достроена.
Заменивший Таркоева на посту замглавы администрации села Чермен Али Цолоев характеризует своего земляка только положительными эпитетами. "Какие он решал вопросы, я не знаю, а то что он был человек порядочный, образованный, грамотный - это я могу сказать. Очень порядочный парень был. Не пил, не курил. Вот бывает такое в жизни - интеллигентный товарищ", - отметил он в разговоре с корреспондентом BigCaucasus.
Кому же он мог помешать, чтобы стать жертвой киллеров в Ингушетии? Тем, кто не хочет мира между ингушами и осетинами? Так, по словам главы организации "Союз пострадавших от геноцида" Руслана Парчиева, эта смерть никакого урона межнациональному миру нанести не может, потому что Таркоев не был публичной фигурой. "Скорее всего, и этой версии придерживались многие, кто случайно оказался на месте убийства, преступление носит чисто криминальный характер. Не случайно, что оно произошло рядом со зданием банка, в который именно в этот день привезли наличные деньги", - предположил Парчиев.
Уголовное дело по факту убийства Таркоева уже возбуждено. Сообщалось, что следствие рассматривает несколько версий, главной из которых все же считает профессиональную деятельность убитого.