История с «нерукопожатием» Сулейманова закончилась звонком к нему Кирилла Бабаева, вице - президента Общества востоковедов России. В ходе объяснения Бабаева Сулейманов утвердился во мнении, что его доклад был «завернут» востоковедами по прямому указанию из Казани. Кирилл Бабаев объяснил, что ученое сообщество было «вынуждено лавировать, учитывая местные особенности Татарстана». Раис Сулейманов иронизирует: «ваххабиты в Татарстане стали национальной особенностью».
Свое мнение по теме высказал Али Вячеслав Полосин, руководитель Научно - просветительского центра «Аль - Васатыйя» (Москва).
"Раис Сулейманов известен мусульманской общественности как человек, относящийся к исламу и мусульманам предвзято. Известно, что он является востоковедом и специалистом по Израилю, следовательно, он там был и изучал эту страну. Но востоковед и специалист по Израилю не значит «исламовед». Исламоведение предполагает научную религиоведческую базу, в рамках которой углубленно изучает исламскую составляющую. То, что Сулейманов специалист по Израилю, может говорить о том, что он переносит на Россию реальности конфликтов в той стране. Мы знаем, что в Израиле существует жесткое противостояние между еврейским населением и арабами - палестинцами, подавляющее большинство которых мусульмане. Причиной является вопрос собственности на земли. Если Сулейманов живет в ментальности этого конфликта, то в принципе неверно переносить это противостояние и на другие страны и регионы. В истории России иудеи и мусульмане никогда не конфликтовали. Где, у кого и как Сулейманов изучал ислам - неизвестно. Когда какой -то журналист или публицист судит об исламе по своим личным впечатлениям, то это житейские суждения, а не научная экспертиза. Поэтому как специалисту я лично ему не доверяю.
Проблемы в Татарстане безусловно есть. Июльское покушение на муфтия Илдуса-хазрата Файзова и убийство заместителя муфтия Валиуллы-хазрата Якупова - это уже показатель того, что проблема там есть, что она уже назрела, и отрицать это невозможно. Другое дело - степень причастности к этому так называемых "ваххабитов". Само слово «ваххабизм» ненаучно и некорректно. «Аль - Ваххаб» - это одно из имен Аллаха, и "ваххабит" по такой логике является «последователем Аллаха». Когда в российской прессе говорят, что Россия борется с ваххабитами, в арабском мире это читается так, что в России идет борьба с Исламом. Автора известного салафитского учения звали Мухаммед ибн Абдулваххаб, а Абдулваххаб в буквальном переводе с арабского означает «раб Аллаха». Учение называют либо по имени основателя, либо по сути учения (марксизм, коммунизм). Последователи учения М. ибн Абдулваххаба не называют себя ваххабитами, они называют себя салафитами.
В Татарстане заявляют о себе немало радикальных мусульманских движений, в том числе «Хизб - ут - Тахрир». Те, кого Раис Сулейманов называет ваххабитами, на самом деле - радикальные салафиты. Количество приверженных салафизму имамов за последнее двадцатилетие в Татарстане в самом деле возросло. В некоторых районах Татарстана салафиты заняли лидирующие позиции. В основном, это люди, которые обучались в тех странах, где салафизм является доминирующим течением с конца 18 века. До большевистских гонений на религию в Татарстане был распространен суфийский ислам. Исторически салафизм не имеет в Татарстане вообще никакой почвы, поэтому там, где есть традиционный ислам, там происходят конфликты с новопоявившимися течениями. Покойный Валиулла - хазрат Якупов был представителем исторически сложившейся в татарской среде мусульманской традиции, традиции, в которой веками формировался татарский народ с его яркой самобытностью и высокой культурой. Искусственно переносить на на столь богатую мусульманскую почву традиции кочевых племен, сложившиеся только в конце 18 века - вряд ли хорошая затея.
Но не все представители салафизма - экстремисты. Поскольку салафизм - это богословская школа, среди салафитов есть умеренные люди, даже интеллектуалы, но есть и радикалы, фанатики-максималисты. Радикалы действительно могут представлять опасность, в том числе, и для самих же мусульман. Однако призывы к массовому террору салафитов без соблюдения конституционных прав человека и гражданина очень опасны: они не искоренят то зло, которое нужно искоренить, но приведут к огульным доносам, когда каждый непонравившийся сосед может, согласно доносу, оказаться "ваххабитом", и не сможет себя защитить в суде, так как конституционные права предлагают приостановить. Так в 1937 году заменившие нормальный суд "тройки" казнили около 2 миллионов "врагов народа". Я за то, чтобы преступников наказывать, чтобы наказание было неотвратимым, но вина преступника должна быть объективно доказана. Этого требует и наша религия, и Конституция Российской Федерации"
Орхан Искандерзода