Еще до Валерия Гаевского, когда Ставропольем правил губернатор Александр Черногоров с женою - уроженкой Дагестана, в народе пошла молва, что край продан дагестанцам. Сейчас, когда даже статистика подтверждает отток русского населения, отношения коренных жителей с приезжими из соседних республик становятся все более напряженными. И что характерно - на нарушения своих прав жалуются уже не местные, а мигранты. Оказывается, суды их лишают прописки, а казаки выгоняют. Как это выглядит на примере Буденновского района, выясняла корреспондент GTimes Светлана Болотникова.
В 2010-м году в Буденновском районе проживало 83 процента русских. В 2011-м году осталось 79 процентов. За один год убыло 4 процента. Такими темпами через 10 лет русских на востоке Ставрополья станет меньше, чем представителей других национальностей. Кто эти люди, замещающие уезжающих и умирающих славян? В основном - представители народов Дагестана, чья численность в отдельных населенных пунктах уже сейчас приближается к 20 процентам. Только Буденновский район принимает до 300 дагестанских семей ежегодно.
Переселяться в Ставропольский край дагестанцы начали еще в советские годы. Но тогда при всех национальных отличиях они составляли с русскими единый советский народ. А сейчас у них есть своя религия, свой дресс-код, свои нормы поведения, плохо вписывающиеся в российскую действительность. Дагестанская молодежь хамит пожилым, домогается молодых девушек, устраивает танцы в ночи и провоцирует ровесников на стычки. Так ведут себя не все, конечно, но многие. Поэтому "тихая оккупация", как называли эту миграцию на востоке края в 90-е годы, становится все более громкой и вызывает протест.
Про зеленокумский межэтнический конфликт, когда казаки встали на защиту девушки, чуть не изнасилованной чеченцами с корочками "охранник Кадырова", в прошлом году узнала вся страна. После этого казачьим объединениям на Ставрополье разрешили патрулировать населенные пункты вместе с милицией. Говорили, что подумают и о вооружении казаков, да воз и ныне там.
В Буденновске спустя несколько месяцев после этого случилась своя межэтническая потасовка - между русскими и армянами с одной стороны (армяне здесь коренные, они в екатерининские времена город Святой Крест, позже переименованный коммунистами, и основали), и дагестанцами - с другой. Власти и местные СМИ так тщательно ее скрывали, что большая часть населения района о ней ни сном, ни духом не ведала. Известно лишь, что на помощь местным пришли казаки, и дагестанцы поумерили свой пыл.
Но лучше всего на приезжих подействовала проверка, устроенная в июне СОБРом. Ее целью было выявление незаконных мигрантов - людей без регистрации по месту жительства, а то и без паспортов. Таковых нашлось 72 человека, среди которых большинство - даргинцы (это одна из народностей Дагестана, люди в большинстве своем мирные и трудолюбивые, но без стеснения захватывающие земли и пастбища). Однако главным уловом было, пожалуй, незаконное оружие. По слухам, его грузили чуть ли не самосвалами, хотя официальные цифры обнародованы не были.
Зато через неделю после этой проверки произошли события, которые вывели казаков на митинг, разумеется, опять проскочивший мимо внимания всей прессы, за исключением одной независимой краевой газеты. СОБР из Буденновска отозвали и против его сотрудников были начаты проверки по жалобам "потерпевших" - дагестанских нелегалов.