Прокурор Дагестана требовал возбудить против милиционеров уголовные дела за самоуправство. СМИ республики писали, что "некоторые деструктивные силы в Ставропольском крае пытаются перевести борьбу за собственность и имущество, принадлежащее дагестанцам в крае, в этническую и религиозную плоскость и пропагандируют идеи изгнания дагестанцев из обжитых ими мест". В ответ дагестанцы даже пригрозили террористической активностью!
Закончилось это тем, что 10 июня в Буденновске собрались представители ставропольских и дагестанских властей - обсуждать обострившуюся ситуацию. Выступил там и прорвавшийся с митинга у здания администрации атаман местного казачьего общества Николай Каргалев. Он призвал власти принять решительные меры по обузданию приезжих и напомнил о случае в одном из сел, когда дагестанцы развлекались пальбой по русским людям - "живым мишеням". Эту озабоченность казаки выразили и в открытом письме на имя губернатора края Валерия Гаевского и полпреда в СКФО Александра Хлопонина.
Сегодня в святокрестовском казачьем обществе говорят, что летняя профилактика пошла приезжим на пользу. "Пока тихо, но это как эффект маятника. Сейчас спокойно, а в следующем году опять начнутся конфликты, - объяснили корреспонденту GTimes казаки. - А отток русских из района продолжается. Что есть, то есть".
Сейчас многие русские на востоке Ставрополья мечтают уехать. Газеты объявлений переполнены предложениями по продаже квартир и домов. Мигранты из соседних республик покупают жилье только за бесценок. Как гласили объявления, расклеенные в начале этого года в Пятигорске, "не покупайте у русских, скоро они оставят нам это все даром".
В общем-то, процесс замещения русского населения более плодовитыми и сплоченными дагестанскими кланами можно считать естественным. Неестественно другое - попытку защитить интересы коренного населения дагестанцы расценивают как покушение на свои права. Глава национальной культурной автономии народов Дагестана в Ставрополе Казбек Агаларов берется утверждать, что более 40% бюджета края пополняется за счет труда дагестанцев - чабанов. "Значит, как минимум каждый третий детский сад, школы, дом культуры, санаторий были построены трудами народов Дагестана", - утверждает он.
Есть и более смелые цифры. Журналист Ахмеднаби Ахмеднабиев пишет о 60 процентах поступлений в бюджет края, которые "в своё время обеспечивал труд дагестанцев". Он же критикует ставропольские суды, которые в этом году (должно быть, после того самого заседания в Буденновске) стали аннулировать регистрацию дагестанцев на кошарах. Это касается четырех с половиной тысяч человек, часть из которых живут в крае уже несколько десятилетий, а часть - "подтянулись" в последнее время. "Нет прописки - нет пенсии, детских и прочих пособий, нужных справок и документов. Скоро дагестанцев лишат и крыши над головой, так как к судебным приставам уже пошли предписания об изгнании дагестанцев из собственных домов", - жалуется представитель Дагестана Абдула Омаров.
Председатель дагестанского культурного центра Туркменского района Ставрополья Билал Курбанов идет еще дальше. Он утверждает, что в крае реализуется целая программа по вытеснению дагестанцев из региона - в отместку за выселение русских из Дагестана. Адвокат Абдула Сарсаков, защищавший интересы дагестанцев в судах, бросил это бесполезное дело, потому что решения судов заранее известны. "Всех дагестанцев вначале лишат прописки, затем выселят из домов. Это однозначно. В процесс вовлечены слишком могущественные силы, они добьются своего, зачем обманывать людей, внушая им ложные надежды?" - поясняет он.
Все это кажется ужасным и несправедливым только до того момента, пока не взглянешь снова на статистику и встретишься лично с нахрапистостью соседей-мигрантов. И тогда возникает вопрос: так кто и кого же на самом деле выдавливает со Ставрополья?