Возвращение в Грузию Валерия Гелбахиани превратилось в скандал. Престарелого политика задержали на армяно-грузинской границе, поместили в тюрьму, но уже через сутки освободили под залог. Чем опасен теперь уже бывший политический эмигрант Гелбахиани для грузинских властей и зачем ему потребовалось возвращаться на родину?
До последних дней в Грузии даже не всякий журналист мог вспомнить, кто такой Валерий Гелбахиани. Некогда влиятельный чиновник в администрации Аджарской автономии бежал из Грузии в 2007 году, а спустя год был обвинен в подготовке государственного переворота. Суд заочно признал его виновным и о нем благополучно забыли. Но теперь пожилому политику срочно потребовалось вернуться в Грузию. В грузинской провинции, в Сачхере, у него живет 80-летняя мать, которая серьезно больна. Гелбахиани решил во что бы то ни стало ее увидеть. Сейчас он у нее, и корреспонденту GTimes удалось с ним поговорить. Хотя на вопросы, касающиеся его ареста, за него отвечал адвокат Шалва Хачапуридзе.
Хачапуридзе: "Мы считаем в данном случае решение суда об освобождении Гелбахиани под залог справедливым. Хотя с нашей стороны была просьба размер залога ограничить 30-тысячами лари. Он не имеет возможности выплатить 50 тысяч, как постановил суд. У него в Сачхерском районе есть только земля, отчий дом, а еще в Тбилиси, в Глданском районе, двухкомнатная квартира. Валерий Гелбахиани готов сотрудничать со следствием и давать показания по событиям 2007 года. Через несколько дней он даст показания в связи с делом Бадри Патаркацишвили".
Обвинения, которые выдвигает против Гелбахиани государство, очень серьезные. Ни больше ни меньше - попытка организации государственного переворота в 2007 году. Основным доказательством являются записи его телефонных разговоров, где голос, очень похожий на его, обещал устроить спектакль, который сменит в Грузии власть. События 2007 года остались в памяти жителей Грузии как первое кровавое подавление властями протестных выступлений.
Гелбахиани действительно не за что было любить новую власть. Он был одним из лидеров партии "Агордзинеба"("Возрождение"), политической силы бывшего аджарского правителя Аслана Абашидзе. Было время, когда эта партия едва не стала правящей. Был соратником умершего в Лондоне при странных обстоятельствах грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили.
В 2007 году, после ноябрьских событий, он бежал из страны. Впрочем, далеко не все в Грузии считают его организатором государственного переворота.
В разговоре с GTimes оппозиционный депутат Джонди Багатурия сказал, что Гелбахиани задержан незаконно. "В свое время в участии в государственном перевороте были обвинены Бадри Патаркацишвили, Валерий Гелбахиани и коллектив телекомпании "Имеди". Патаркацишвили мертв, Гелбахиани на скамье подсудимых. А почему никто не задает вопросов бывшим сотрудникам "Имеди"? Весь коллектив телекомпании сидит теперь в парламенте, и никто ни разу не захотел задать им вопрос, собирались ли они устроить государственный переворот", - сказал Багатурия.
Хачапуридзе: "В последнее время он жил в Англии, на Украине и в Белоруссии, у друзей. Он больше не собирается покидать Грузию и будет писать книгу, которая касается философских, религиозных тем в политическом ракурсе.
Корреспондент GTimes связалась с самим Валерием Гелбахиани, который находится в Сачхере.
- Хочу сказать, что я благодарен всему грузинскому обществу. Благодарю всех за поддержку. Моя мать находится в очень тяжелом состоянии. Из-за политики я потерял отца, теперь боюсь потерять и мать. Меня беспокоит грех за содеянное перед моими родителями. Я не имел права не приехать. Какова была бы цена моей человечности, если бы я не приехал? Моя жизнь потеряла бы смысл, если бы я не увидел мать, которая находится при смерти, и это я говорю без всякого пафоса.
- Как вас задержали?
- В Грузию я въехал со стороны Армении со своим сыном. Нас задержали. Мы передали паспорта. Меня провели в помещение и задали вопрос, знаю ли я, что нахожусь в розыске. Я ответил, что знаю, но я обязательно должен был вернуться. После этого меня задержали органы прокуратуры. Отвезли меня в глданскую тюрьму. Суд принял во внимание, что прокуратура не требовала содержания под стражей, и освободил меня под залог, который я должен погасить в течение месяца.